Мужские и женские гендерные различия. Гендерные различия как социально-культурный феномен. Эмоциональность и гендерные различия

На жизненную позицию человека, его мировоззрение, ценностные ориентации, в том числе в области семейных отношений, влияет ряд некоторых особенностей и различий: личностных, возрастных, гендерных. Для нас наиболее интересны последние.

Само понятие “гендер” стало использоваться относительно недавно, оно определяется как “социально-психологический пол” и используется для описания социально-психологических характеристик пола в отличие от биологических .

Гендер (gender)

1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

В психологии гендер - это социально биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям "мужчина" и "женщина". Социальные психологи считают, что две основные причины, из-за которых люди стараются соответствовать гендерным ожиданиям, - это нормативное и информационное давление. Термин "нормативное давление" описывает механизм того, как человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые ожидания, что бы общество не отвергло его.

Наказание за отказ следовать гендерным ролям может быть жестоким. Аятолла Хомейни, правитель Ирана с 1979 до середины 1980-х гг. отменил все законы, дающие женщинам хоть какие-то права, и приговорил к смертной казни в общей сложности 20 тысяч женщин, которые не соблюдали четкие правила, регламентирующие их одежду и поведение.

Информационное давление вызвано тем что, расширяя наши знания о себе и о мире, стремясь понять, какой позиции следует придерживаться в тех или иных социальных вопросах, мы в большей степени опираемся не на собственный опыт, а на информацию, предоставляемую окружающими. Что бы определить, что именно является правильным, мы стараемся разузнать, что правильным считают другие, а свое поведение считаем, таковым пока наблюдаем его у окружающих. То же относится и гендерным ролям. Когда мы смотрим вокруг и видим, как мужчины и женщины делают разные вещи, и слышим как окружающие нас люди и средства массовой информации подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами, мы приходим к выводу что так и есть на самом деле и соответствуем этим ожиданиям. Однако иногда мы заменяем свое социальное поведение, что бы привести его в соответствие с социальными нормами, даже если на самом деле их не приемлем. Такой тип подчинения называется уступчивость; тип

поведения, когда человек полностью согласен с нормами - одобрение, интернализация. Третьим типом является - идентификация, в этом случае мы повторяем действия ролевых моделей просто, потому что хотим быть похожими на них.

Гендер устанавливающих, что должны делать мужчины, а что - женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Специалисты, занимающиеся психологией развития, обозначают термином дифференциальная социализация процесс, в ходе которого мы учим, что есть вещи, которые свойственны одним и несвойственны другим, в зависимости от пола обучаемого.

Считается, что впервые термин "гендер" был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд "Пол и гендер": про развитие мужественности и женственности. По мнению Р. Столлера, гендер – это понятие, которое основывается на психологических и культурных объяснениях, достаточно независимых от тех, которые трактуют биологический пол .

Различия между мужчиной и женщиной привлекают большее внимание исследователей. В среднем женщины превосходят мужчин по вербальным способностям и уступают им в отношении математических и пространственных.

Рассмотрим различия между мужчиной и женщиной.

Психологические различия

Психологические различия между полами ученые исследуют уже давно, пытаясь найти им объяснение издревле сложившихся стереотипов поведения. Казалось бы, самой природой предназначено мужчине охотиться, ради пропитания и сражаться с врагами, а женщине – баюкать дитя и поддерживать огонь в очаге. А. Гезель обнаружил, что у мальчиков по сравнению с девочками лучше развита крупная моторика, а у девочек – мелкая. Сравнение интеллекта и способностей показало различия: женщины по сравнению с мужчинами, обладают большим словарным запасом, более высокой беглостью и ясностью речи, однако общий показатель интеллекта у мужчин несколько выше. Восприятие и внимание к изменению деталей обычно лучше развиты у женской части популяции, однако при этом они чаще ошибаются в оценке пространственных отношений. Технические способности раньше развиваются и лучше выражены у мальчиков. В. М. Русалов обнаружил различия в исследовании темпераментных особенностей. У женщин выше показатели социальной пластичности, эмоциональности, а у мужчин – показатели энергичности, пластичности и индивидуального темпа .

Проявления эмоциональности можно представить в виде таблицы в сравнении :


По сравнению с женщиной мужчина По сравнению с мужчиной женщина
1. Рационален 1. Чувствительная
2.тверд 2. Гибкая
3. Решителен, склонен к риску 3. Эмоциональная
4. Уверен в себе 4. Отзывчивая
5. Сдержан 5. Тревожная
6. Агрессивен 6. Осторожная
7. Предприимчив 7. Сострадательна
8. Активен 8. Исполнительна
9. Индивидуалист 9. Старательна
10. Замкнут 10. Коллективистка
11. Молчалив 11.общительна

Мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышлении, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, а женщины – легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, эмпатичностью, заботливостью.

Гендерная вариативность речевого поведения

Женщины чаще говорят от первого лица, а мужчины в безличной форме. Женщины реже перебивают собеседника, говорят на более правильном, литературном языке. Их язык избегает фривольностей, резкости, подшучивания, обзываний, слэнга и т.д. женщины предпочитаю общаться инвертированным порядком слов, в их речи имеется больше незаконченных предложений, имеющий свой выразительный подтекст. Женский язык более точен. Как правило, фемининные индивиды бывают лучше ориентированны в названиях цветовой гаммы, в случае использования их в своей работе, а мускулинные личности по этой же причине пользуются терминами, связанными с различным техническим инструментарием. С целью демонстрации своей принадлежности к фемининной субкультуре люди довольно часто перенасыщают речь прилагательными. Обнаружено, что мужской речи свойственны: настойчивость, требовательность, авторитарность, стремление захватить инициативу в разговоре, агрессивность. Мускулинные индивиды, обозначая свою субкультуру, склоны к использованию грубой, ненормативной лексики. Однако в использовании ненормативной лексики мужчины и женщины могут демонстрировать гораздо больше сходства, чем различия, то есть это- вопрос гендерной идентификации, а не половой принадлежности .

Гендер и невербальные средства общения

Межличностное общение в значительной степени осуществляется через невербальные средства коммуникации, которые усиливают или ослабляют речевые воздействия, способствуют определению гендерной идентичности партнеров по общению. В невербальном общении личности ее гендерная идентичность выражается через экспрессивность, невербальную чувствительность, пространственное и тактильное поведение. Во многих исследованиях принято считать женщин склонными к улыбке, чем мужчин, психологи пришли к выводу о том, что это невербальное проявление поведения также связано с гендерной идентичностью. Другой элемент невербального поведения – контакт глаз - также взаимосвязан с гендерными характеристиками. Женщины чаще и дольше смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. При изучении тактильного поведения отмечено, что мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины чаще прикасаются друг к другу, их прикосновения более интимны .

Взаимопонимание и гендер

Возникновение и успешное развитие отношений, как и процесса межличностного общения, возможно лишь в том случае, если между его участниками установлено взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают характеристики, чувства, намерение друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и себя, во многом определяет и сам процесс общения, и отношения, которые складываются между ними, и способы, с помощью которых будет осуществляться совместная работа. Основными источниками формирования представлений о личности другого человека являются его внешность, поведение, особенности и результаты деятельности. Внешность, прежде всего очертания прически, позволяет нам конструировать образ гендерной идентичности партнера. На интерпретацию внешнего облика партнера по общению влияет маскулинность- фемининность партнеров общения, проявляющиеся в их гендерной интерпретационной схеме, позволяющей наделять их определенными гендерными характеристиками и вписывать их в определенные модели гендерных отношений .

Особенности морального сознания у мужчин и женщин

В своих исследованиях моральных отношений людей Л. Колберг выделил основу – личную честность и уважение прав других. Проявления "мужской и женской" морали отмечались многие исследования. Так, ранжируя по значимости 15 терминальных ценностей М. Рокича, российские женщины ответили " честности" 7-е место, а "правдивости"- 11-е. Мужчины "честность" поставили на 6-е место, а "правдивость" на 9-е. В США мужчины, и женщины отводят указанным ценностям 1-е и 2-е места.

У мужчин ложь и обман, как правило, бывают ситуативными: они точнее женщин могут описать ситуацию, в которых лгут, и отчетливо осознают, зачем, с какой целью они это делают. А поскольку они знают обстоятельства, в которых нарушают известную им моральную норму, то критичнее женщин относятся к собственной честности. Описывая сущность лжи и обмана, мужчины обычно дают когнитивную и моральную оценку суждений, не соответствующих объективной реальности. Женщины подчеркивают, что в общении наиболее сильное эмоциональное впечатление у них вызывает не искажение фактов, а ложь и обман (иногда свои, иногда чужие) с целью сокрытия или представлении в неверном свете подлинных мыслей и чувств .

Сравним личностные качества, которые более развиты у мужчин и женщин, и представим в виде таблицы .

У мужчин У женщин
1. Логика 1. Интуиция
2. Обобщение 2. Анализ
3. Восприятие в целом 3. Внимание к детям
4. Склонность к абстракциям 4. Конкретика
5. Романтизм 5. Практицизм
6. Ориентация в пространстве и времени 6. Ловкость и чуткость рук
7. Техническая направленность 7.гуманитарная направленность
8. Мотив достижения успеха 8. Мотив отношения с окружающими
9. Стремление к лидерству 9. Умение подчиняться
10. Склонность к новаторству 10. Следовать правилам
11. Желание быть первым у женщин 11. Желание быть единственной

На основании таблицы мы можем сделать вывод, что личностные качества представляют собой специфическую конструкцию психологических черт, поведенческих моделей которые раскрываются в мужских и женских сферах деятельности.

Гендерные характеристики влияния

В процессе общения люди сознательно или неосознанно воздействуют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Целью влияния является реализация человеком своих личностных потребностей, которые сопряжены с гендерными характеристиками человека.

Спектр воздействия достаточно широк. Женщины с выраженной способностью личного влияния (впрочем, как и мужчины) отличаются от среднестатистической выборки своего пола и являются нетипичными женщинами. По отдельным своим свойствам они приближаются к среднестатистическим мужчинам. Исследователи данного феномена дают этому следующее объяснение: чтобы влиять на других людей, мужчинам и женщинам необходимо более широкий спектр свойств, включающий как мускулинные, так и фемининные черты. По мнению В. М. Погольши, именно андрогинность способствует более полному развитию и реализации социально- психологического потенциала личного влияния, позволяет наилучшим образом адаптироваться к окружающей обстановке, к конкретному человеку или ситуации и параллельно изменять их. Влиятельные женщины способны приобретать черты, свойственные противоположному полу. Так, женщины к своим женским чертам – пониманию, мотивации помощи, эмпатии, невротичности, общительности, добавляют черты, свойственные в целом мужской выборке в виде агрессивности, уверенности, мотива достижения .

Таким образом, различия между мужчиной и женщиной – интеллектуальные, эмоциональные – существуют, но они скорее носят качественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, имеющие причинами как социокультурную действительность, так и биологическую природу. Генетически мужчина и женщина приспособлены в процессе развития для выполнения различных функций: мужчины создают новое, женщины сохраняют. Эта общая закономерность находит свое выражение в интеллектуальных различиях, в частности, в креативности.

Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно.

Высокая значимость всего спектра объективных и субъективных взаимоотношений между мужчиной и женщиной на протяжении столетий остаются предметом самого пристального внимания со стороны мыслителей, философов, психологов. С открытием категории гендера различия восприятия и интерпретации окружающей действительности, реализации поведенческих стратегий мужчиной и женщиной рассматриваются не с позиций биодетерминизма, но в качестве социокультурно обусловленных категорий.

Определение 1

Другими словами, гендерные различия выступают результатом социализации, воспитания, образования личности.

Роль биологических факторов в процессе формирования гендерных различий

В современной психологической науке четко выделяются два противоположных подхода к пониманию первопричины формирования гендерных различий. Сторонники биологического подхода подчеркивают ведущую роль биологических факторов в процессе развития гендерных различий мужчины и женщины.

    В концепции сторонников биодетерминизма различия в реализации восприятия и интерпретации социальных явлений являются продолжением биологических различий.

    Поскольку фундаментом развития будущего мужчины и женщины выступают генетические предпосылки, социальные факторы воспринимаются как второстепенные, приоритетная роль отводится гормональному фону, различиям развитости мозолистого тела и др. генетическим факторам.

    В результате различий в мозговой организации у представителей противоположных полов отмечаются различия в организации различных психологических функций.

Роль социальных факторов в процессе формирования гендерных различий

Противники концепции биодетерминизма придерживаются обратной позиции, указывая на приоритетную роль социальных факторов в процессе формирования личности, а, соответственно, и гендерных различий.

Определение 2

Пол в рамках данного подхода воспринимается исключительно как начальный стимул, сигнал к применению тех или иных воспитательных, образовательных мер.

Не секрет, что отношение родителей к новорождённому существенно отличается от пола ребенка. В зависимости от господствующих и социально одобряемых на конкретном этапе исторического развития обществе гендерных стереотипов родители соответствующим образом организуют предметно-пространственную среду, осуществляют выбор одежды, средств и методов воспитания. Таким образом, с первых дней жизни стереотипное восприятие родителями пола ребенка формирует стереотипные ожидания и стереотипное воспитание личности новорожденного, который «впитывает» в себя полоролевые, гендерные стереотипы мышления и поведения.

Определение 3

Синтезируя оба подхода, можно сделать вывод, что в основе гендерных различий лежат объективные биологические факторы, однако, степень выраженности данных различий определяется спецификой и направленностью социальных факторов.

Генетические, церебральные, эндокринные факторы влияют не на развитие гендерных психологических различий между мужчиной и женщиной, но на уровень двигательной, психологической активности организма. Непосредственно с биологическими факторами связаны двигательная активность, скорость реакций, возбудимость и пр. Биологически обусловленная активность реактивных, психических реакций выступает фундаментом, исходным материалом для формирования, развития и реализации различных форм самовыражения в социальном контексте.

Роль социума в формировании гендерных различий

Реализация различных форм самовыражения в социальном контексте моделирует поведение, поведенческую стратегию, в структуре которой выделяют мотивы, цели, ценности и средства, которые формируются под влиянием общества и культурной модели. Именно общество определяет границы и средства проявления биологической и психологической активности личности.

В свою очередь, под культурой понимают систему знаков, при помощи которых личность обозначает свои природные, личностные качества, придает им общественно значимый смысл.

Именно культура выступает системообразующим признаком поведения, основанием для классификации, женских, мужских, нейтральных признаков.

Определение 4

Таким образом, гендерные различия – результат взаимодействия биологических и социальных факторов в определенном социальном контексте, под влиянием которого формируется совокупность гендерных стереотипов, обуславливающих восприятие действительности и реализацию поведения личностью.

Гендерная психология. Разница мужчин и женщин
Отношения между мужчиной и женщиной – вечная тема и неиссякаемый источник загадок. Над разгадкой тайны: «Различия между мужчиной и женщиной» много веков бьются ученые и поэты, медики и психологи. Роль мужчины и женщины в обществе и в семье не обсуждает только ленивый. И все же гендерная психология содержит больше вопросов, чем ответов. Каковы признаки мужчины и лучшие качества женщины? Какой мужчина нужен женщине? Какие женщины нравятся мужчинам?
Над какой-то из этих дилемм, скорее всего, задумывались и вы. Популярность поисковых запросов на тему «Психология мужчин и женщин» еще раз подтверждает тот факт, что мы разные. Откуда берется разница мужчин и женщин? В науке по сей день нет полной ясности в этом вопросе. Существует множество интересных гипотез и предположений. А на уровне достоверных фактов, кроме всем известной Y хромосомы, направляющей развитие тела будущего ребенка в сторону маскулинности, учеными не найдена какая-либо существенная разница между мужчиной и женщиной.

Мужчины и женщины имеют практически идентичный мозг. Просто он по-разному работает. С точки зрения теории разделения функций, психология мужчин и женщин на протяжении столетий формировалась под влиянием разницы выполняемых обязанностей. Разный функционал требует разной подготовки, определяет развитие специфических способностей, особенностей поведения, качеств личности.
Перед нашими древними предками стояла одна основная задача – выжить. Роль мужчины и женщины – внести посильный вклад в решение этой общей задачи. Мужчины охотились и защищали. Женщины вели хозяйство и воспитывали детей. Для выполнения «мужских» обязанностей ценились такие качества мужчины как: смелость, решительность, настойчивость, выносливость. Чтобы выжить и накормить свою семью первобытному мужчине были остро необходимы хорошие физические данные, умение ориентироваться в пространстве, скорость реакции и определенный уровень агрессивности. Мужчина выстраивал стратегию.

Женские обязанности никогда не считались особо тяжелыми или опасными. Зато их всегда было много.
Женщине одновременно нужно следить за протеканием большого количества мелких процессов. Именно поэтому развивались качества женщин, связанные с эмоциональностью. Эмоции подают сигнал, если где-то что-то идет не так. Заплакал ребенок – тревога. Мужчина вовремя не вернулся с охоты – беспокойство. Женская психология развивалась в направлении чувствительности к многочисленным второстепенным факторам. Женщине нужна была интуиция.
Нашим предкам некогда было выяснять отношения между мужчиной и женщиной. Роль мужчины и женщины была четко определена. Каждый мужчина и каждая женщина знали свою функцию. Проблема: «Какой мужчина нужен женщине?» имела однозначное решение – тот, который выжил и принес больше еды. С другой стороны, привлекательность женщины глазами мужчины была единственным определяющим фактором для продолжения рода. Союз мужчины и женщины был заточен под выживание. Мужчина и женщина вместе боролись за жизнь, но каждый на своем фронте.

Представители эволюционной теории пола рассматривают взаимоотношения мужчины и женщины как противоборство изменчивости и стабильности. Настоящий мужчина обеспечивает прогресс. Характеристика мужчины – склонность экспериментировать, находить новые пути, обеспечивать приспособление к новым условиям. Правильный мужчина постоянно пробует, ищет, изобретает. Иногда эксперименты приводят к открытию, но нередко прорабатываются и тупиковые варианты. Именно поэтому среди мужчин самые яркие гении и наибольшее количество алкоголиков.
Роль женщины в обществе генетики связывают со способностью сохранить уже существующее и максимально точно передать потомкам модели поведения, доказавшие свою эффективность. Настоящая женщина не стремиться к заоблачным высотам, но и не пускается во все тяжкие. Она гарантированно выживает на среднем уровне способностей. Мужчина рискует, завоевывает, поражает воображение. Женщина – манит, притягивает, завлекает. Если рассматривать отношения между мужчиной и женщиной с этого ракурса, то разница мужчин и женщин становится очевидной. Становится понятным поведение женщины и объяснимым поведение мужчины.

Почему мужчины становятся женственными, а женщины - мужественными?
Современная гендерная психология претерпевает значительные изменения. Мужчина и женщина все чаще отказываются выполнять свои гендерные роли, ломаются тысячелетние гендерные стереотипы. Отношения между мужчиной и женщиной осложняются взаимными претензиями. Женщины сетуют, что настоящий мужчина стал исчезающим видом. Его все чаще заменяют «домашний мужчина», «ведомый мужчина» и «слабый мужчина».
Мужчины не перестают удивляться трансформациям понятия «женственность». Эмансипированная женщина ведет себя как мужчина. Мужественность постепенно поднимается все выше в рейтинге: «Лучшие качества женщины». Куда исчезла женщина, понимающая мужчин? «Женщины сильнее мужчин!» - гордо заявляют представительницы прекрасной половины человечества. Гендерные различия стираются, словосочетания «настоящий мужчина» и «настоящая женщина» все чаще произносятся с пренебрежительной интонацией.

Почему же современные мужчины становятся женственными, а женщины - мужественными? Причин несколько:

1. Генетические мутации и гормональные сбои определяют отношения между мужчиной и женщиной. На гормональный фон оказывают влияние наследственность, особенности работы щитовидной железы и надпочечников, воспалительные процессы, инфекционные заболевания. Не секрет, что гормональная терапия применяется при лечении многих заболеваний. Гормональные расстройства могут быть вызваны хроническим стрессом, курением и употреблением алкоголя, постоянным перееданием. Негативное воздействие оказывают излучение и вредное производство.

2. Неправильное воспитание искажает гендерные стереотипы. Современным мальчишкам негде перенять поведение мужчины. Малыши больше времени проводят с мамой. Воспитатели детского сада и школьные учителя – преимущественно женщины. И даже в вузе процент женщин преподавателей неизменно выше. Если же ребенок растет без отца, то и в семье он может взять за образец только качества женщины. Неуравновешенное, гиперопекающее женское воспитание подчиняет качества мужчины. Неадекватное поведение женщины может сформироваться, если девочка растет в неблагоприятных условиях, когда ей буквально приходится сражаться с бытовыми трудностями, принимать волевые решения, нести ответственность за младших братьев.

3. Вооруженные конфликты, напряженная политическая обстановка вносят коррективы во взаимоотношения мужчины и женщины. Когда воины заняты своими важными и опасными делами, роль мужчины берет на себя сильная женщина. А ведь мужчин и так по статистике меньше, они раньше умирают. Получается, с одной стороны, агрессивность – характеристика мужчины. А с другой – именно из-за этого своего качества мужчины чаще погибают. Тогда как качества женщины больше способствуют приспособлению.

4. Изменения сферы производства и рынка труда усугубляют гендерные различия. Инновационная техника и новые технологии не нуждаются в применении грубой мужской силы. А вот такие традиционные качества женщины как хитрость, внимание к деталям, интуиция, умение реагировать на мельчайшие изменения окружающей среды, часто приводят поведение мужчины к успеху. Женская психология хорошо проявляет себя в управлении персоналом и в деле экономии ресурсов. Становясь управленцем, почувствовав вкус к победе, женщина часто безвозвратно теряет свою женственность. Приходя домой, сильная женщина никак не может скинуть с себя роль мужчины и продолжает командовать, распоряжаться, давать указания.

5. Переизбыток свободного времени расшатывает роль мужчины и женщины. В современном мире перед людьми не стоит задача физического выживания. Женщине не нужно идти на речку, чтобы выстирать белье. Многие бытовые проблемы решает умная техника. Мужчине нет необходимости часами выслеживать мамонта. Продвинутый холодильник сам закажет продукты. Мужчина и женщина перестали понимать, зачем они нужны друг другу. Мужчина может выполнять роль женщины, а женщина – роль мужчины.

Как вернуть гармонию в отношения между мужчиной и женщиной?
Изменения, которые в настоящий момент претерпевает психология мужчин и женщин, не являются катастрофой. Не стоит поддаваться панике, наблюдая как смещаются гендерные роли. Все, что происходит, рано или поздно должно было произойти. Любое нововведение всегда имеет какую либо объективную причину. Роль мужчины и женщины меняется в ответ на вызов современной действительности. А значит, нужно учиться находить себя в новых обстоятельствах.

Рекомендации для женщин:
- Учитесь меньше обращать внимание на несовершенство мира. Стремление к идеалу, несомненно бывает полезным. Но иногда небольшое несовершенство вовсе не портит общей картины, а вносит в нее неповторимую прелесть. Разница между мужчиной и женщиной не повод для скандала, а прекрасная возможность взглянуть на ситуацию с другой точки зрения.
- Прекращайте перевоспитывать мужчин. Даже если ваши титанические усилия увенчаются успехом, результатами вашего труда может воспользоваться другая женщина. Чем пилить и бесконечно направлять мужчину, берите с него пример: получайте удовольствие от каждого момента жизни.
- Отвлекитесь от домашних хлопот и займитесь собой. Идеальную чистоту сантехники и выглаженное постельное белье в лучшем случае оценит дотошная свекровь. А каждый настоящий мужчина знает, что замученное выражение лица и дергающийся глаз – не самые лучшие качества женщины.

Рекомендации для мужчин:
- Следите за качеством отношений. Времена, когда женщину было достаточно завоевать один раз, давно прошли. Представьте, что вы открыли счет в банке. За своим вкладом нужно тщательно следить. Каждое ласковое слово и внимательный взгляд – инвестиция в счастливое будущее, крепкие и доверительные взаимоотношения мужчины и женщины.
- Не делайте вид, что ничего не происходит. Каждая спущенная «на тормозах» обида – огромная брешь, которая легко может потопить даже очень крепкий союз мужчины и женщины. Помните: женщины никогда и ничего не забывают. Отношения между мужчиной и женщиной – тонкая паутинка. Относиться к ней нужно бережно и внимательно.
- Смотрите глубже. Учитесь видеть ситуацию со стороны. Милые дамы большие мастерицы в деле всевозможных провокаций. А вот правильно просчитать последствия женщинам удается редко. В процессе выяснения отношений скандалистка может увлечься и тогда катастрофы не избежать. Мужчине не стоит реагировать на слова. Пытайтесь уловить настроение женщины, понять чего она хочет. Если вопрос не особо принципиальный, можно и подыграть. Где-то полезно обратить все в шутку, где-то переключить внимание. В любом случае старайтесь всеми силами удержаться на поверхности.

И в заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на одну психологическую закономерность: отношения между мужчиной и женщиной не складываются тогда, когда один из партнеров теряет гармонию с самим собой. Недовольство отношениями – это, прежде всего, недовольство собой. Так что, сначала добейтесь внутренней гармонии, а уже затем беритесь за другого. Общая рекомендация для всех: не обращайте внимания на сложившиеся в обществе гендерные стереотипы. Не пытайтесь подогнать своего избранника под существующие стандарты. Определите свою собственную максимально комфортную для вас роль и позвольте партнеру дополнить ваши отношения по своему усмотрению.

С различиями мужчин и женщин человек сталкивается ежедневно, они очевидны для обыденного сознания. Однако психология гендерных различий определяет их как сложнодетерминированные явления, где обусловленность именно влиянием гендера трудно определима и доказуема.

История психологии гендерных различий (или психологии сравнения мужчин и женщин) отражает эволюцию представлений о поле в гуманитарных науках и психологии. Эти представления однозначно связывают психические различия полов с биологическими или социальными детерминантами.

Для сторонников биологической детерминации половая дифференциация - универсальный биологический процесс, его исходная точка - биологический половой диморфизм, который дополняется и надстраивается системой психических различий и проявляется в определенном наборе индивидуальных различий в психофизиологических реакциях, когнитивных процессах, способностях, интересах, поведенческих проявлениях мужчин и женщин . Аргументация в данном подходе сосредоточивается вокруг анатомических, морфологических, физиологических признаков: гормональных различий, развитости полушарий головного мозга, размеров тела, мышечной массы и т.д.

В одной из первых в этом роде - метаболической концепции Альфреда Фулье (1838-1912) психологические различия связываются с обменными процессами в организмах мужчины и женщины. В организме женщины более интенсивно протекают анаболические процессы, включающие ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии и формирующие картину их поведения, выражающуюся к стремлению к покою, накоплению сил. Катаболические процессы, больше связанные с размножением, дезинтеграцией, расходом энергии, более развитые у мужчин, определяют картину мужского поведения и объясняют их интенсивные мышечные и интеллектуальные затраты. Выводимые из обменных процессов высокоразвитые реакции возбуждения у мужчин и торможения у женщин обусловливают дальнейшие гендерные различия.

Факты различий Фулье рассматривал на допсихическом (клеточном, эмбриональном, морфологическом, физиологическом) и психическом (особенности поведения животных, различия темпераментов, эмоциональность, любовь и материнство, умственные способности, восприятие, память и обучение, психические патологии) уровнях.

Современная теория Д. Бровермана и соавторов доказывает, что различия стимулированы гормонами - эстрогенами и андрогенами. Авторы показывают, что у женщин лучше развиты способности к решению задач, определяемых в терминах скорости и точности их выполнения, у мужчин - способности решать задачи, определяемые в понятиях «озарения». Эти различия, по мнению авторов, являются психофизиологическими, а не социальными, поскольку даже подтверждаются исследованиями животных.

На влияние андрогенов на мозговые структуры указывает нейроандро- генетический подход. Влияние половых гормонов заключается в их феминизирующей или маскулинизирующей функции, контролирующей, в свою очередь, особенности поведения. При подобном объяснении андрогениза- ция задает программу мужского поведения, признаками которого являются: 1) наступательное эротическое поведение; 2) агрессивное поведение; 3) пространственная ориентация; 4) территориальное поведение; 5) выносливость болевых ощущений; 6) медленное усвоение оборонительных условных рефлексов; 7) слабое проявление эмоциональных реакций в ответ на угрозу; 8) настойчивость при выполнении задания без подкрепления; 9) слабая связь с ближайшими родственниками; 10) групповое поведение; 11) поисковая активность; 12) «хищническое» поведение, связанное с охотой.

О позитивной функции дифференциации полов высказывались сторонники теории функционализма (Т. Парсонс, Р. Белз), определяющие различия из природы выполняемых гендерных ролей. Способность женщины к деторождению и уходу за детьми определяет ее экспрессивную роль, тогда как мужчина становится ее инструментальным партнером: радикально изменить данную дифференциацию невозможно.

Одной их самых влиятельных теорий различий является психоаналитическая концепция, объявившая половой инстинкт движущей силой развития психики (3. Фрейд, К. Г. Юпг, А. Адлер, К. Хорни и др.). Психоаналитики основную роль в половой дифференциации приписывают биологическим факторам, подчеркивая значение эмоций и возможностей подражания взрослым, а основным механизмом различий считают процесс идентификации ребенка с родителями в ситуации семейных взаимоотношений.

В традиционном психоанализе мужские и женские модели поведения диаметрально противоположны по своим качествам, и личность тогда развивается гармонично и полноценно, когда следует предназначенным моделям. Моделью типично мужского поведения являются проявления агрессивности, активности, стремления к достижению цели, рациональность, решительность, способность к творческой деятельности. Для типично женского поведения характерны пассивность, зависимость, высокая эмоциональность, слабость социальных интересов, нерешительность, конформность, неспособность к логическому мышлению и творчеству, отсутствие стремления к достижениям и чувства справедливости, предрасположенность к зависти.

Идеализация традиционных гендерных ролей, положение о трагичности для развития личности отклонений от стандартов маскулинности и фемининности впоследствии подверглись критике и пересмотру. В частности, исследования Е. Маккоби и К. Джеклип показали, что высокая фемининность женщин часто коррелирует с повышенной тревожностью, пониженным самоуважением, высокофеминные женщины и высокомаскулинные мужчины обладают худшими адаптационными возможностями. Дети, чье поведение соответствует гендерным ожиданиям, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями . Дж. Сток- кард и М. Джонсон утверждали, что психоаналитические стандарты не могут являться идеальными моделями для современных мужчин и женщин, так как традиционное понимание женственности делает девушку плохой матерью - беспомощной, зависимой, пассивной .

Необходимость четкого различения собственно половых различий и гендерных, лежащих в основе полоролевого поведения, легла в основу концепций, рассматривающих различия через призму социально-культурной детерминированности. Теории социального подхода рассматривают пол в терминах социальных категорий и конструкций.

С точки зрения неомарксистов, неравенства гендерных ролей и особенностей поведения полов коренятся в классовой структуре общества, исключающего свободу поведения и выбора роли. Исследования антропологов доказывают, что распределение трудовой деятельности и тип поведения человека не дифференцированы биологически. Социальные роли определяют способ производства, свойственный данному обществу, и общественные отношения людей. В частности, в работах X. Хартман рассматриваются сложные связи между капитализмом, патриархатом и экономической структурой общества.

На подкрепления гендерного поведения из внешней среды обращает внимание теория социального научения (А. Бандура, Р. Уолтерс). Главный принцип научения - дифференциация поведения посредством наблюдения, вознаграждения за соответствующее полу поведение, наказания за несоответствующее поведение. Данная теория подчеркивает влияние агентов социализации, микросреды и социальных норм на внешнее половое поведение ребенка.

Решающее значение механизмам подкрепления придает теория половой типизации. Девочки и мальчики получают положительное подкрепление за соответствующее полу феминное или маскулинное поведение: индивид «учится различать образцы поведения, дифференцируемые по полу, затем обобщать этот частный опыт на новые ситуации и, наконец, выполнять соответствующие правила» (У. Мишел).

Сходные конкретные описания типичного для мальчиков и девочек поведения приводят сторонники теории когнитивного развития. Они рассматривают различия и полоролевые особенности поведения как следствие усвоения когнитивных структур, переработки познавательной информации об особенностях гендерного поведения и необратимости гендерной принадлежности (Л. Колберг, С. Томпсон). Наличие ранних гендерных различий объясняется не биологическими инстинктами и не произвольными нормами культуры, а организацией познавательной сферы ребенка в соответствии с его половой ролью и проявлениями его самокатегоризации (причислением ребенком себя к определенному полу). Гендерные различия здесь формируются по мере овладения ребенком информацией о мире и своем месте в нем, в процессе обучения и усвоения моральных норм, а механизмом процесса гендерного самоопределения является потребность сохранять устойчивый и позитивный Я-образ и адаптироваться к окружающей действительности .

Обширная экспериментальная база исследований гендерных различий свидетельствует о том, что доказательств фундаментальных врожденных различий в психологических особенностях мужчин и женщин недостаточно, чтобы обосновать традиционное неравенство социальных ролей, существующее в обществе (У. Маккоби, В. Джэклин). Изучение анатомофизиологических параметров (хромосомный набор, баланс мужских и женских гормонов и др.) и фактор приписывания себя индивидом к тому или иному полу показали прямую корреляцию между ними, однако даже для детей, имеющих анатомо-физиологические задатки обоих полов, решающим является фактор отнесения себя к тому или иному полу (Д. Мани,

А. Эрхард). Исследования С. Бем показали, что вопреки сложившимся взглядам на полотипичные характеристики, на адаптацию индивидов влияет андрогинность, наличие черт обоих полов .

Гендерные исследования в России, так же, как и на Западе, до середины 1990-х гг. позиционировались как область психологии пола. Б. Г. Ананьев отмечал, что главными, наиболее фундаментальными различиями в психической деятельности людей являются различия, обусловленные возрастом и полом. Половой диморфизм - анатомические различия между представителями одного и того же биологического вида - определяет в психике человека основные детерминанты индивидуальных различий, специфику межличностного взаимодействия, характер внутренних переживаний и эмоциональных реакций, отношение к себе и другим, мотивацию, ролевое поведение и т.д.

Теория полового диморфизма, объясняющая механизм эволюционного процесса, была сформулирована отечественным ученым В. А. Геодакяном в 1960-х гг., и продолжает разрабатываться в настоящее время. Согласно этой теории дифференциация поведения мужских и женских особей эво- люционно целесообразна, генетически закреплена в соответствующей психофизической организации: в формировании генетического фонда популяции женскому полу принадлежит в большей мере выражение тенденции наследственности, а мужскому - изменчивости, что является выгодной для вида формой информационного контакта со средой .

Женский пол рассматривается как стабильное ядро популяции, мужской пол является его «мобильной» оболочкой, новая информация из среды попадает сначала в мужскую подсистему, где эскизно проверяются происходящие изменения. Если внешние условия обладают достаточной силой и эволюционной целесообразностью, формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству. Эволюция любого признака у мужского пола начинается и заканчивается раньше, чем у женского пола, т.е. новый признак в филогенезе появляется сначала у мужского пола, потом через много поколений передается женскому полу. Согласно генетике пола мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины - консервативных. Величина вариации любых признаков у мужчин больше, чем у женщин, при равенстве средних значений .

Положениями этой теории можно объяснить многие факты большей уязвимости мужского пола, чем женского. Статистические данные свидетельствуют: из 100 родившихся девочек и 107 мальчиков до 30 лет доживают те же 100 девочек и 95 мальчиков. Женщины имеют большую (на 8-10 лет) продолжительность жизни, меньше страдают наследственными болезнями. Мужчины в 4,5 раза чаще умирают от инфекционных болезней, в 5 раз чаще - от травм и отравлений, гораздо чаще от злокачественных образований.

Разброс врожденных признаков и вариантов развития у мужчин также значительно больше, чем у женщин. У мужчин больше полезных и вредных генетических отклонений. Так, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мальчиков. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислалией, задержкой психического развития также значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов, группы для детей с особыми потребностями в развитии большей частью состоят из мальчиков. Среди мальчиков больше как умственно отсталых, так и одаренных.

Теория В. А. Геодакяна не противопоставляет мужское и женское начала как «лучшее и худшее», а наоборот, подчеркивает взаимодополняемость в их отношениях, необходимость взаимодействия. Продолжая эту идею,

В. П. Багрунов установил, что видовая и индивидуальная изменчивость психологических функций является существенным фактором полового диморфизма. Так, видовая изменчивость сенсомоторных и интеллектуальных функций выше у мужчин, а индивидуальная - у женщин. У мужчин чаще наблюдается высокая дисперсия показателей этих функций. Мужчины обладают большей способностью к решению новых задач, однако женщины достигают более высоких результатов при стереотипизации данных видов деятельности. Все это свидетельствует о том, что мужчинам присуща большая видовая изменчивость, которая создает предпосылки для появления новых форм поведения; женщинам свойственна большая видовая ригидность, которая определяет сохранность генофонда популяции. Однако на уровне индивидуальности сенсомоторные и интеллектуальные функции мужчин ригидны, что способствует передаче полезной информации в генофонд, а для женщин характерна индивидуальная изменчивость, обеспечивающая более надежную адаптацию в среде.

Данные выводы демонстрируют невозможность прямого обоснования психических качеств мужчин и женщин их анатомо-физиологическими особенностями, более того - не позволяют сводить закономерности и механизмы развития гендерных особенностей лишь к биологическим или социальным детерминантам. Половая дихотомия проявляется на всех уровнях психической организации человека, т.е. гендерные различия являются биосоциальной проблемой.

Различия формируются на эмбриональной стадии развития и являются основой для половой идентификации. К гендерным различиям относят различия в субъективных установках, нормах, ценностях, интересах, социальных ролях, которые приобретаются и проявляются в процессе социализации у мальчиков и девочек. По степени выраженности абсолютных различий между полами нет; внутри каждого пола существуют существенные различия по всем анатомическим, физиологическим, психологическим и социально-психологическим признакам.

В современной гендерной психологии активно развивается направление комплексного, системного исследования психологии гендерных различий (мульти- и полидисциплинарного), предполагающее единство изучения биологических, социальных и психологических факторов (И. В. Грошев, Л. Н. Ожигова, А. А. Чекалина). «Половые различия представляют одну из наиболее интегративных систем, охватывающих все уровни активности человека (от спонтанной невербально-двигательной активности до сложных социальных видов поведения и деятельности), они выступают как фактор целостности и как одна из базальных составляющих природных оснований потенциалов субъекта деятельности» .

Возвращаясь к осмыслению различий с точки зрения гендерного подхода, различающего понятия пола и гендера, рассмотрим накопленные в науке эмпирические факты и закономерности.

1. Психофизиологические различия. Исследования определенных характеристик гендерных различий выявили у юношей более высокую скорость простой зрительной, а также сложной слуховой сенсомоторных реакций. Отличие сложной от простой сенсомоторной реакции заключается в усложнении процесса переработки информации, процессов распознавания сигнала и пространственной координации (Е. Н. Якунина и др.).

Время простой сенсомоторной реакции характеризует быстроту возникновения и исчезновения возбуждения и торможения, максимальную частоту генерации нервных импульсов, что является критерием возбудимости центральной нервной системы. Сложные сенсомоторные реакции характеризуют скорость протекания возбуждения и торможения в центральной нервной системе, способность к дифференцированному торможению и точности выполняемой работы . Скорость двигательной реакции на сенсомоторные стимулы у юношей выше, чем у девушек (Д. 3. Шиб- кова), точность реакции на движущийся объект зависит от силы нервной системы и функциональной подвижности нервных процессов. Преимущества в скоростных характеристиках сопровождаются большим количеством ошибок при дифферепцировке зрительных стимулов (А. В. Зайцев).

На различия в психомоторной сфере указывают и другие исследования. Юноши и девушки существенно отличаются по каждому из отдельных свойств нейродинамики: силе, подвижности, лабильности (Л. Д. Мош- кина). В целом женщины менее реактивны, возбудимы и лабильны, мужчины обладают несколько большей чувствительностью, реактивностью в ответ на слабые звуковые сигналы (Б. Г. Ананьев).

Исследования структуры и свойств темперамента утверждают идеи значительных гендерных отличий по свойствам активности, эмоциональности, приспособительных функций (Д. Карсон, Т. Мак-Нил, И. Персон-Блсноу,

С. Ашади). В ряде исследований обнаружены различия лишь в свойствах эмоциональности у женщин (И. Гудейр) или их тотальное отсутствие (Р. Герин, А. Готфрид, К. Кинан, Р. Шоу). Часть исследований обращают внимание на отсутствие гендерных различий в структуре темперамента в детстве и их наличие во взрослом возрасте (А. Сэнсон).

В исследованиях В. М. Русалова были установлены объективные различия по показателям предметной пластичности, предметной эргичности и индивидуального темпа, более выраженных у мужчин; показатели шкал эмоциональности, социальной пластичности более выражены у женщин. Не выявлены гендерные различия по шкалам социальной эргичности и социального темпа. Однако в исследованиях этого ученого наблюдается отсутствие четко выраженных различий в структуре темперамента, что косвенно подтверждает влияние социальных условий, научения, оказывающих влияние на развитие психодинамических свойств.

Различия в психофизиологической сфере обнаружили преимущества девушек при выполнении мелких движений и операций, точность и четкость дифференцировки мышечного напряжения малой силы, проявляющиеся в юношеском возрасте. В исследованиях Б. Г. Ананьева обнаружено более плавное развитие психомоторных функций рук у девочек, что свидетельствует о большей стабильности индукционных отношений между обоими полушариями мозга девочек. Однако в динамике рабочего дня у девушек проявляются признаки большего утомления (Н. В. Макаренко). Юноши превосходят но интеграции скорости и точности психомоторики, лучше решают сенсомоторные задачи, но уступают девушкам в проявлении тренировочного эффекта и в решении стереотипных задач (В. И. Багрунов).

Исследования Л. А. Головей обнаружили гендерные различия в психомоторных показателях, тесно связанных с энергетическими функциями организма (сила, тремор, мышечный тонус), а также в показателях, отражающих временную организацию движений (ходьбы). В показателях скорости и точности выполнения графических движений гендерных различий не выявлено.

Как у девушек, так и у юношей имеет свои особенности саморегуляция различных функциональных систем (Д. В. Бердников, В. В. Плотников, Л. В. Конева), например точность и стабильность оценки длительности тона и пространственно-временных параметров тест-объекта, чувствительность к дополнительной информации в этом процессе, пластичность и обучаемость.

Результаты сравнительных исследований гендерных различий психофизиологических функций нельзя считать достаточно репрезентативными вследствие, во-первых, ограниченности выборки, во-вторых, невозможности их обобщения, поскольку они посвящены различным проявлениям (например, моторное поведение, доступное внешнему наблюдению, решение экспериментальных моторных задач, графические движения, техника рабочих движений, тремор, психомоторные реакции и др.) и различным характеристикам. Логично также предположить, что нервная система мужчин и женщин специализировалась в процессе приспособления к определенным жизненным условиям в ходе эволюционного развития.

2. Психологический уровень различий. Наиболее показательными являются результаты сравнительных исследований гендерных различий по психологическим характеристикам. Мужчины обладают преимуществом в зрительно-пространственном и математическом мышлении, женщины успешнее в вербальной и интуитивной обработке информации (Т. В. Виноградова, В. В. Семенов).

Гендерные исследования интеллектуального развития сравнивают показатели мнемических процессов: у юношей более развита пространственная память; у девушек преобладает легкость запоминания вербального материала .

Различаются уровни развития образного мышления в период зрелости: у мужчин оно имеет более высокий уровень развития и коррелирует с памятью, вниманием, настроением, у женщин образное мышление развито слабее и взаимодействует с эмоциональной сферой и вниманием (Н. М. Пейсахов).

Гендерные различия проявляются в качественных характеристиках интеллектуальной деятельности. Общий интеллект юношей имеет четко выраженную структуру с доминированием невербального компонента, в отличие от более слабо интегрированного интеллекта у девушек. Основные различия в юношеском возрасте лежат в эффективности мыслительных процессов, образующихся за счет показателей индуктивного мышления (И. О. Чораян).

Мужчины характеризуются поленезависимостью, т.е. чаще демонстрируют независимое от поля поведение, что проявляется в преимущественной ориентации на собственную цель и в игнорировании давления наличной ситуации. Полезависимость женщин положительно коррелирует с успешностью в социальном взаимодействии (Дж. Леви, У. Хеллер).

Исследования типов поиска и принятия решений обнаруживают, что у мужчин чаще встречаются импульсивные решения и решения с риском, у женщин - осторожные и уравновешенные решения (Б. Г. Ананьев).

Девушки превосходят по избирательности, устойчивости и объему внимания. Юноши лучше решают сенсомоторные и интеллектуальные задачи, однако при определенной тренировке происходит сглаживание различий. В части работ исследователи приходят к выводам о преобладании параметров математического и абстрактного мышления у юношей.

В условиях интеллектуальной нагрузки выявляются особенности сдвигов успешности волевого усилия, свидетельствующие о более быстрых восстановительных процессах в ситуации стресса у женщин, успешность волевого усилия в целом у мужчин по сравнению с женщинами.

3. Данные о личностных и социально-психологических различиях в психических проявлениях девушек и юношей достаточно противоречивы. В список гендерных различий вносят различия в парциальных интеллектуальных способностях, различия в сфере эмоций и мотиваций, многообразие характерологических и личностных проявлений.

В исследованиях эмоциональных процессов у женщин по сравнению с представителями мужского пола преобладает понимание эмоций (И. Н. Андреева, Ш. Берн, Г. Орме). Женщины лучше распознают экспрессивную информацию. В остальном различия носят скорее качественный, нежели количественный характер. Мужчины и женщины в равной мере переживают те или иные события, демонстрируют идентичные физиологические реакции. Однако они по-разному, в соответствии со своей гендерной ролью, объясняют причины эмоций. Общий уровень эмоционального интеллекта у девушек связан с когнитивными процессами понимания и осмысления эмоций, у юношей - в большей мере с качеством межличностных связей (И. Н. Андреева).

Сравнение женщин и мужчин обнаруживает различия в некоторых личностных показателях (в самоутверждении, способности отстаивать свои права), способности к управлению стрессом (в стрессоустойчиво- сти, контроле импульсивности) и адаптируемости (в определении правдоподобности, процессе решения проблем). Среди основных личностных черт у мужчин в большей степени выражены агрессивность, мотив достижения, эмоциональная стабильность, а у женщин - социальная ориентация. Различается и социальное поведение женщин и мужчин. Мужчины демонстрируют большие агрессию и склонность к конкурентным формам социального взаимодействия. Женщины расположены к иросоциальному поведению .

В исследованиях Э. Маккоби, К. Джеклин, С. Е. Кросс, Л. Мэдсон и др. установлена большая открытая физическая агрессивность мальчиков и мужчин по сравнению с девочками и женщинами. Женщины чаще используют скрытую вербальную и косвенную агрессию. Специфика проявлений агрессивности выражается в значительно более выраженной инструментальное™ юношей, их большей склонности к физической агрессии и меньшей рефлексивности. Агрессивное поведение девушек скорее произвольно и инструментально, у юношей оно носит экстернальный характер (Т. В. Нечипуренко).

В становлении характера подростков и юношества существуют различия, которые проявляются в интеллектуально-познавательной, эмо- ционалыю-волевой и коммуникативной сферах, а также в особенностях становления их гендерной идентичности (А. Ф. Филатова). Системообразующими чертами в характере для современных мальчиков-подростков являются доминирование, социальная зрелость и выраженность ценностей; для девочек - поведенческая активность, социальная адаптированное™ и выраженность ценностей.

Волевые черты характера, ответственные за саморегуляцию поведения, также отражают гендерную специфику. Сознательная регуляция включает в себя ряд обязательных условий: преодоление встретившихся на пути препятствий, высокую степень мотивации на завершение действия, уверенность в выборе основного мотива, нахождение смысла выполнения действия, позитивные эмоции, грамотный отбор способов достижения целей. Гендерные различия выявлены в проявлениях настойчивости, рискованности, самоконтроля (Н. Г. Макарова).

Особый интерес вызывает проблематика различий в акцентуациях характера. Феминный тип (у обоих иолов) чаще демонстрирует эмогив- ную акцентуацию (что интерпретируется как «женоподобное»), маскулинный - застревающий тип акцентуаций (характеризуется как стремление добиваться высоких результатов). М. К. Омарова на внушительном экспериментальном материале выявила, что у юношей достоверно чаще, чем у девушек, встречается эиилептоидный и гинертимиый тины акцентуации характера, а у девушек - лабильный и психастенический типы. Остальные типы представлены у тех и других практически одинаково.

Различаются особенности социальной перцепции, в частности в восприятии женщинами и мужчинами лжи, неправды и обмана (В. В. Знаков,

О. В. Барсукова), восприятии рекламы (И. В. Грошев), власти и влияния (И. В. Грошев), восприятии лицевой экспрессии (А. М. Белобородов), внешнего облика, стиля одежды и прически (М. В. Буракова, В. А. Лабун- ская), отношения к успеху (Г. В. Турецкая) и др. Е. П. Ильин приводит данные о различиях в жизнестойкости, аномалиях развития и заболеваемости мужчин и женщин .

Перечень различий обширен и разнообразен, рассмотреть все показатели гендерной специфики нс представляется возможным. Исследователи обращают внимание на их динамичность, социальную и культурную обусловленность, зависимость от характера и содержания деятельности личности. Многие из существующих различий в чертах личности людей разного пола поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий . Результатом дифференциальной гендерной социализации является развитие гендерных самосознания и идентичности, присвоение гендерных стереотипов, особенностей поведения и общения. Роль культурных и социальных факторов исключительно велика.

Сложность обнаружения гендерной специфики обусловлена не только многогранностью задач, которые решают женщины и мужчины, вариативностью их поведения, которое позволяет или не позволяет обнаруживать различия, но и условиями проведения психологического анализа (гендер экспериментатора, его стереотипы), значимостью технологий обучения. Адекватное, с опорой на дифференциацию возможностей, обучение существенно изменяет сопоставительные результаты. И. С. Клёцина приводит пример сравнительного анализа результатов тестирования пространственных отношений американских школьников старших классов, который показал, что за последние двадцать лет пространственные способности девушек существенно выросли в условиях специализированного гендерноориентированного обучения.

Итак, обобщая результаты изучения психологических различий мужчин и женщин, можно констатировать следующее.

Активное изучение гендерных различий показало, с одной стороны, их устойчивость, с другой - тенденцию к сглаживанию . Перечисленные различия между представителями мужского и женского пола составляют не более 10%, в большинстве случаев распределения мужской и женской выборок совпадают.

Пол играет огромную роль в жизни каждого человека, определяя темп и событийную насыщенность социальной деятельности индивида, его быстроту реакции и степень адаптивности к социальным трансформациям. Ученые констатируют, что формирование морфологических и функциональных различий мужского и женского мозга определяется воздействием половых гормонов, начиная с пренатального периода и на протяжении всех периодов жизни. Это опосредует формирование психологических различий. Гендерные различия обеспечивают целостность механизма психической регуляции поведения и деятельности личности на гормонально- хромосомном уровне, в межполушариой асимметрии мозга, двигательных характеристиках, психофизиологических свойствах и темпераментальных особенностях (И. В. Грошев). Полоролевые диморфизм и дифференциация обусловливают особенности развития личностных качеств.

См.: Maccoby Е. E.Jacklin С. N. The Psychology of sex differences. Standford, Calif., 1974.

  • См.: Грошев И. В. Психология половых различий. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.
  • См.: Кочарян А. С. Личность и половая роль: симптомокомплекс маскулинности/фсми-нинности в норме и патологии. Харьков: Основа, 1996.
  • Бодрийар Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет; Изд-во КДУ, 2012. С. 65.
  • Психология гендерных различий – это раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью. Психология гендерных различий как область научного знания концентрирует свое внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола. В истории изучения проблемы половой дифференциации можно выделить два периода: догендерный и собственно гендерный.

    В догендерный период (на Западе – до 1980-х, а в России – до 1990-х гг.) дискуссии о детерминации половых различий осуществлялись в рамках двух альтернативных парадигм: социокультурной и социобиологической.

    Согласно социокультурной модели, половая дифференциация является результатом социализации и влияний культуры в направлении освоения конкретных социальных ролей. Социокультурные факторы создают необходимые условия для обучения традиционным женским и мужским ролям.

    В рамках социобиологической модели половая дифференциация – универсальный биологический процесс, который культура только оформляет и осмысливает. Анатомо-физиологические различия между полами настолько очевидны, что психологические различия обусловлены главным образом биологическими факторами.

    В догендерный период социобиологическая модель половой детерминации была популярнее, ее принимало значительное число и зарубежных, и отечественных ученых. Исследовательским итогом догендерного периода стал перечень половых различий, наличие которых было убедительно доказано и обосновано в эмпирических исследованиях, другими словами, представители психологического сообщества пришли к согласию по поводу существования этих различий.

    Следующий период в развитии психологии половых различий – гендерный – ознаменован вниманием к социокультурной парадигме. Психологи – сторонники феминизма стремились доказать, что основными детерминантами немногочисленных научно обоснованных половых различий и половой дифференциации являются социокультурные факторы. Для утверждения данной точки зрения использовались две системы доказательств: первая система строилась на анализе общепринятой процедуры психологического исследования, вторая – опиралась на результаты изучения психологических различий между представителями полов в динамике.

    Гендерные и женские исследования в психологии убедительно продемонстрировали ведущую роль процесса социализации в формировании половых различий. Многие из существующих особенностей личности мужчин и женщин поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий. Феминистская критика психологических исследований половых различий доказала, что различия в психологических характеристиках и поведении мужчин и женщин могут получить адекватное объяснение лишь в том случае, если будут учтены социальные обстоятельства, опосредующие их возникновение и проявление.

    Самые последние тенденции изучения проблем половой дифференциации связаны с развитием социально-конструктивистского подхода, который основное внимание уделяет не измерению и описанию гендерных различий, но анализу процесса их конструирования. Другими словами, гендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс. Акцент на изучение таких процессов обусловил и методы исследования, это методы преимущественно качественные, а не количественные, среди которых основным является анализ дискурсивных практик как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности.

    Психологи начали изучать гендерные различия еще в конце XIX века, но вплоть до 1970-х гг. они по большей части занимались тем, что демонстрировали половые различия и обосновывали этим разное отношение к мужчинам и женщинам (Denmark, Fernandez, 1993). Однако Маккоби и Джеклин (Maccoby, Jacklin, 1974) выделили только четыре психологических отличия между полами (способности к ориентации в пространстве, математические способности, речевые навыки и агрессивность). Обычно авторы трудов по психологии ссылаются именно на эти четыре отличия, упоминая лишь вскользь – а иногда вообще не упоминая – о том, что у мужчин и женщин гораздо больше сходств (Unger, 1990), и по большей части умалчивая о том, что по результатам недавних исследований выявленные отличия совсем невелики (обычно в пределах 10%) и зависят от ситуации (Basow, 1986; Hyde, 1991; Maccoby, Jacklin, 1974; Pleck, 1978; Spence, 1993).

    В области половых различий одной из наиболее, как казалось, четко сформулированных проблем явилась проблема половых различий в организации мозга. Одни авторы убеждены в реальности существования половых различий, другие проявляют в этом вопросе определенную осторожность, что стимулирует и первых, и вторых к проведению клинических, электрофизиологических и других исследований и к применению разнообразных методических подходов. Однако большинство авторов склонно признавать такую особенность головного мозга женщины, как меньшая выраженность функциональной асимметрии (ФАМ). В исследованиях В.Ф. Коновалова и Н.А. Отмаховой показано, что специализация правого полушария у мужчин и женщин неодинакова (Коновалов, Отмахова, 1984). Большинство работ, существующих в настоящее время по вопросу ФАМ, свидетельствуют о том, что половые различия касаются распределения вербальных и пространственных функций между полушариями (Спрингер, Дейч, 1983). Есть данные о том, что женщины превосходят мужчин в тех областях, где прежде всего требуется знание языка, а мужчины превосходят женщин в решении задач пространственного характера (Maccoby, Jacklin, 1974).

    Большинство исследователей, изучающих когнитивную сферу с точки зрения половых различий, прежде всего ориентировались на изучение выполнения задач, где используется различная информация: вербальная, числовая или визуально-пространственная. Примеры и анализ такого типа исследований приведены в монографии Маккоби и Джеклин (Maccoby, Jacklin, 1974). Тут половые различия рассматриваются как функция вербальных, математических или зрительно-пространственных способностей, причем исследователи предполагают, что эти различия зависят от содержания задачи, точнее, от того, в какой форме и модальности в задаче представлена информация. Однако достоверно установленных фактов оказалось совсем немного. У женщин лучше развиты вербальные способности, у мужчин – пространственные и математические. Незначительные различия установлены в вербальных способностях, в пользу женщин, наиболее значительные – в сфере пространственной переработки информации, в пользу мужчин. Была установлена и другая особенность половых различий в когнитивной сфере: с течением времени (в период изучаемых 20-30 последних лет) большинство из них имеет тенденцию к сглаживанию.

    Изучение гендерных различий в математических способностях ведется уже более 30 лет, хотя однозначные выводы тут еще не сделаны. Некоторые математические задачи лучше выполняют женщины определенного возраста, другие – мужчины (Trew, Kremer, 1998). В целом исследования мальчиков и девочек в возрасте до окончания неполной средней школы либо совсем не обнаруживают различий между полами (Callahan, Clements, 1984; Dossey et. al., 1988; Siegel, Cocking, 1976), либо обнаруживают различия, говорящие в пользу девочек (Brandon et. al., 1985; Friedman, 1989). Что касается исследований учеников старших классов, в некоторых из них девочки выполняли задания лучше мальчиков, в других – мальчики лучше девочек (Hilton, Berglund, 1974), в третьих – различий не было найдено (Connor, Serbin, 1985). Более однозначные результаты были получены при исследовании студентов: молодые люди выполняли задания в целом успешнее, чем девушки (Friedman, 1989).

    Расхождение в математических способностях, внезапно проявляющееся в период полового созревания, может быть следствием влияния изменившегося гормонального фона либо результатом усиления социальных различий между юношами и девушками.

    «Гормональная» теория кажется неубедительной хотя бы потому, что, согласно недавним исследованиям, эти различия за последние годы значительно уменьшились (Becker, Hedges, 1984; Friedman, 1989; Hyde, Frost, 1993), и такая тенденция наблюдается повсеместно в странах, продвинувшихся по пути равноправия полов (Baker, Jones, 1993). Есть веские причины думать, что далеко не последнюю роль в генезисе половых различий в сфере математических способностей в пубертатный период играют социальные факторы.

    Есть несколько убедительных социальных объяснений различий между мужчинами и женщинами в способности решать математические задачи (Берн, 2001):

    1. Женщинам недостает уверенности в своих математических способностях, и они не рассчитывают на успех в этой области (Eccles, 1989; Fennema, Sherman, 1978; Hyde et al., 1990).

    2. Девочки считают достижения в математике несоответствующими своей гендерной роли (Hyde et al., 1990; Wentzel, 1988; Eccles, 1984а, 1984b; Kimball, 1989; Baker, Jones, 1993).

    3. Родители и учителя редко поощряют изучение математики девочками (Dweck, Bush, 1978; Dweck et al., 1978a; Parsons et al., 1982; Hyde et al., 1990; Eccles, 1990; Eccles-Parsons et al., 1982; Baker, Jones, 1993; Matyas, 1987; Sadker, Sadker, 1982).

    4. Жизнь девочек за пределами школы менее богата опытом в математической области и в сфере решения задач (Kahle et al., 1990; Linn, Petersen, 1986).

    Оказалось также, что мужчины и женщины применяют разные стратегии при выполнении когнитивных задач. Например, при вождении машины женщины эффективнее используют вербальные схемы, а мужчины – визуальные. Так, согласно концепции, предложенной авторами (Halpern, Wright, 1996), женщины лучше выполняют задания, связанные с быстрым извлечением информации из памяти, а мужчины – такие задания, когда требуется сохранять мысленные образы и манипулировать ими в уме.

    Принято думать, что существует множество половых отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Часто считают, что женщины лучше выражают эмоции и более восприимчивы к чувствам окружающих (эмпатичнее), чем мужчины. Действительно, вера в повышенную эмоциональность женщины по сравнению с мужчиной является одной из наиболее тривиальных находок при изучении гендерных стереотипов (Birnbaum et al., 1980; Fabes, Martin, 1991). Были сделаны попытки объяснить достаточно эмпирически наблюдаемую эмоциональность женщин в рамках различных теоретических подходов и направлений. Так, согласно эволюционным теориям, основанным на работах Ч. Дарвина, женщины, обладающие репродуктивной функцией и находящиеся в связи с этим ближе к природе, на эволюционной лестнице находятся ниже мужчин. Эти же мотивы можно найти и в некоторых современных социобиологических теориях, утверждающих, что женская репродуктивная функция является биологическим основанием эмоциональности (Kenrick, Trost, 1993).

    Различия в эмоциональности между мужчинами и женщинами можно рассматривать на нескольких уровнях. На одном уровне мы имеем дело со способностью понимать эмоциональные состояния других (эмпатия) и умением выразить это понимание (эмпатическая экспрессия). На другом уровне это переживание человеком своих эмоций (эмоциональные переживания) и пути их выражения (эмоциональная экспрессия). Оба уровня имеют большое значение для душевного здоровья и межличностных отношений.

    При исследовании уровня эмпатии часто выясняется следующий факт: мужчины не желают, чтобы окружающие видели их эмпатичными, потому что это не соответствует гендерной роли (см. раздел 1.7.3.3). Забота и ласка – это важные свойства женской гендерной роли. Таким образом, мужчины не хуже женщин способны определять чувства других и внутренне сопереживать им, но они заинтересованы в том, чтобы окружающие никак этого не заметили. В первую очередь сказанное выше относится к мужчинам, приверженным традиционной гендерной роли и, следовательно, считающим эмпатию качеством, не согласующимся с этой ролью. Кроме того, опыт социализации развивал в мужчинах способность подавлять эмпатическую отзывчивость.

    Согласно Таврис (Tavris, 1992), независимо от пола люди, не наделенные властью, обладают тонкой чувствительностью к невербальным сигналам. Эта чувствительность обоснованна, так как, чтобы выжить, «подчиненным» необходима способность воспринимать знаки поведения власть имущих и должным образом на них реагировать. Другими словами, восприимчивость женщин к чувствам других – это не более чем адаптивная реакция на свое зависимое и подчиненное положение.

    Результаты тех немногих исследований, которые были проведены, говорят о том, что мужчины и женщины обладают равной эмоциональностью, но выражают свои эмоции с разной степенью интенсивности, что объясняется различиями в нормах эмоциональной экспрессии (Берн, 2001).

    Социальные психологи, изучающие гендерные различия в эмоциональной сфере, в своих рассуждениях исходят из следующего момента: на эмоции влияет система убеждений относительно половых различий, она содержит представления о том, как мужчины и женщины должны эмоционально реагировать в тех или иных ситуациях. Кроме того, психологи полагают, что нельзя, изучая гендерные различия, говорить об эмоциях вообще. Следует различать разные виды эмоций (гнев, страх, печаль, радость и др.), особенности их переживания и выражения, ситуации, вызывающие те или иные эмоции. Гендерные различия могут касаться любого из этих компонентов.

    Есть еще одна сфера, тесно соприкасающаяся с эмоциональной и связанная с гендерными различиями, – это агрессия. На основании имеющихся эмпирических теоретических данных были сделаны следующие выводы. Мужчины демонстрируют более высокий уровень физической агрессии, выраженной в физических действиях. Для женщин более характерны различные проявления косвенной агрессии. Мужчины чаще становятся объектами физического нападения, в то время как женщины чаще становятся жертвами сексуального домогательства. На формирование этих (и целого ряда других) различий в значительной мере влияют представления о гендерных ролях, сложившиеся в культуре.

    Различия в агрессивном поведении относятся к ряду наиболее достоверных гендерных различий, но, как и другие характеристики, они далеко не столь велики и не столь сильно связаны с биологическими отличиями, как принято думать. В своем обзоре литературы по гендерным различиям Маккоби и Джеклин (Maccoby, Jacklin, 1974) сделали вывод, что агрессия – это единственное социальное поведение, половая специфика которого однозначно доказана. Вместе с тем Игли и Штеффен (Eagly, Steffen, 1986) пришли к заключению, что для взрослых эти различия весьма невелики. Отчасти искаженное восприятие гендерных различий в сфере агрессии можно объяснить тем фактом, что преобладающее большинство насильников и убийц – мужчины. Другая причина, которая заставляет считать мужчин более агрессивными, – это распространенная в нашей культуре вера в то, что такими их делает повышенный уровень тестостерона в крови. На самом деле пока не существует убедительных экспериментальных доказательств связи тестостерона и агрессии (Bjorkvist, 1994).

    Бьйорквист и Ньемела (Bjorkvist, Niemela, 1992) пришли к выводу, что существует несколько факторов, от которых зависит, кто более агрессивен – мужчина или женщина: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Результаты обработки данных, полученных в исследованиях индивидов (Harris, 1974b, 1992; Lagerspetz et al., 1988), и данные метаанализа, сделанного на основе этих работ (Eagly, Steffen, 1986), позволяют прийти к следующему выводу: мужчины действительно более склонны прибегать к открытой физической агрессии. Эта особенность зависит от целого ряда переменных (Eagly, Wood, 1991). Например, гендерные различия наиболее заметны в физических формах агрессии, а также в ситуациях, которые вынуждают проявлять агрессию (например, из-за исполнения определенной социальной роли), в отличие от ситуаций, когда к ней прибегают без всякого принуждения. Кроме того, склонность мужчин демонстрировать агрессию возрастает в ответ на значимую провокацию, но не столь сильна при ее отсутствии.

    Однако главная причина этих различий так и осталась невыясненной. Многие биологи, занимающиеся изучением социального поведения, придерживаются мнения, что гендерные различия в агрессии обусловлены в основном генетическими факторами. Согласно этой точке зрения, для мужчин характерен более высокий уровень физической агрессии, потому что в прошлом подобное поведение позволяло им передавать свои гены следующему поколению. Они утверждают, что агрессия помогала нашим предкам, ищущим самку для спаривания, побеждать соперников и тем самым увеличивала их возможность «увековечить» свои гены в будущих поколениях. Результатом такого естественного отбора, связанного с воспроизводством, явилось то, что нынешние мужчины более склонны к физической агрессии, а также к демонстрации физиологической адаптации и механизмов, связанных с подобным поведением.

    Альтернативное объяснение гендерных различий в сфере агрессии ставит акцент на влияние социальных и культурных факторов. Было предложено много различных вариантов такого объяснения, но, по-видимому, большинство фактов подтверждает гипотезу интерпретации социальной роли, предложенную Игли (Eagly, 1987; Eagly, Wood, 1991). Согласно этой теории, гендерные различия в сфере агрессии порождены главным образом полярностью гендерных ролей, то есть представлениями о том, каким, в пределах данной культуры, должно быть поведение представителей различных полов. У многих народов считается, что женщины, в отличие от мужчин, более общественные создания – что для них характерно дружелюбие, беспокойство за других, эмоциональная экспрессивность. От мужчин же, напротив, ожидается демонстрация силы – независимости, уверенности в себе, хозяйственности. Согласно теории социальных ролей, гендерные различия в сфере агрессии порождаются в основном представлениями большинства культур о том, что мужчины в широком диапазоне ситуаций должны вести себя более агрессивно, нежели женщины.

    Несмотря на то что в исследованиях Игли с соавт. (Eagly, 1987; Eagly, Carli, 1981) обнаружились лишь незначительные гендерные различия в подверженности влиянию, в сознании продолжает существовать стереотипное представление о том, что женщины более внушаемы и конформны, чем мужчины (Eagly, Wood, 1985). По мнению Игли с соавт. (Eagly, Wood, 1985; Eagly, 1983), причина устойчивости этого взгляда лежит в том, что женщины в целом имеют пониженный социальный статус и дома, и на работе. Люди, обладающие меньшей властью и более низким статусом, вынуждены во многом уступать влиянию тех, кто по статусу выше. А поскольку роли с высоким статусом принадлежат мужчинам чаще, чем женщинам, последние чаще оказываются в подчиненных и конформных ролях, чем мужчины.

    В целом ряде исследований (Klein, Willerman, 1979; LaFrance, Carmen, 1980; Putnam, McCallister, 1980; Serbin et al., 1993) было показано, что проявление мужчинами и женщинами полостереотипного поведения серьезно зависит от особенностей ситуации и того поведения, которое считается в данной ситуации «правильным».

    Просмотров