Участок тундры макет своими руками. Диорама «Тундра» (мастер-класс по изготовлению макета). образовательная деятельность в режимных моментах

Тип урока: комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказать о ней по карте. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и еȅ освещенности солнечными лучами. Работать в паре: рассматривать на рисунке растения и животных тундры, выявлять, как они приспособлены к условиям жизни, рассказать по рисунку об экологических связях в этой природной зоне, моделировать цепи питания. Рассказать об экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать с зоной арктических пустынь, готовить сообщения.

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные (знать, уметь)

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны тундры

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - ставить и формулировать проблемы, строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно - следственные связи.

Р. - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями портнёров

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

Основные понятия и определения

Тундра — это холодная безлесная равнина. Природные условия тундры. Растительный и животный мир. Охрана природе тундры.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны тундры. Будем учиться давать характерис-тику этой зоны по плану.

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона тундры по сравнению с зо-ной арктических пустынь. Что ещё ты знаешь о тундре? Если тебе приходилось бывать в тунд-ре, приготовься рассказать об этом на уроке.

Рассмотри фотографию и представь себе тундру. Чем она отличается от арктической пус-тыни? Опиши тундру по фотографии

Найди тундру на карте природных зон. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать на карте эту природную зону.

Изучение нового материала

ХОЛОДНАЯ БЕЗЛЕСНАЯ РАВНИНА

Южнее зоны арктических пустынь, вдоль бере-гов северных морей протянулась зона тундры. На тысячи километров с запада на восток — холодная безлесная равнина...

Зима в тундре долгая (7—8 месяцев) и очень суровая (мороз до -50°). В середине зимы при-мерно два месяца длится полярная ночь. Лето

короткое, прохладное. И хотя наступает поляр-ный день, часто бывают заморозки. Круглый год в тундре дуют сильные холодные ветры. Зимой по многу дней свирепствует пурга.

За короткое лето поверхность тундры оттаива-ет на небольшую глубину. Ниже лежит слой многолетней мерзлоты, который никогда не от-таивает. Мерзлота не пропускает дождевую и талую воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется медленно из-за низкой темпе-ратуры воздуха. Поэтому в тундре очень много болот и озёр. Почва тундры бедна перегноем

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас-тения тундры. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в тундре. Проверьте себя по тексту учебника

123

1. Моррошка 2. Капликовая берёза 3. Полярная ива

2.По рисунку учебника (с. 86 — 87) познакомь-тесь с животным миром тундры. Информацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи-ческих связях в тундре. Изготовьте модель цепи питания, характерной для тундры.

1. Кречет. 2. Лебеди. 3. Северные олени. 4. Серые гуси. 5. Серые журавли. 6. По-лярная сова. 7. Песец. 8. Комар, его личин-ка (а) и куколка (б). 9. Кулик. 10. Поляр-ная ива. 11. Лемминг. 12. Белая куропатка (в летнем оперении). 13. Морошка. 14. Го-лубика. 15. Брусника.

ЖИЗНЬ В ТУНДРЕ

Для всего живого условия в тундре очень суровые. Но всё-таки жизнь здесь разнообразнее, чем в зоне арктических пустынь

Каждый, кто попадает в тундру, обращает внимание на ягель, или олений мох. На самом деле это не мох, а лишайник. Он является основной пищей
для северных оленей.

В тундре очень много и настоящих мхов. Кроме того, здесь растут морош-
ка, голубика, брусника.
Удивительны карликовая берёза и полярная ива. Растения
тундры низкорослые, многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в тундре. Ведь у поверхности земли теплее, ветер слабее. А зимой снег полностью укрывает низкорослые растения и защищает их от морозов
и ветров.

Очень красива тундра весной. Быстро, словно по взмаху волшебной палочки, всё оживает. Многие растения торопятся зацвести, образо-вать плоды и семена. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю

Летом в тундре много комаров, мошек. Их личинки развиваются в водоёмах, где для них достаточно пищи (крошечных водорослей, остат-ков растений).

На лето в тундру прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики. Здесь эти птицы выводят птен-цов, а на зиму улетают в тёплые края. Другие

птицы — белая куропатка и белая сова — по-стоянно живут в тундре

Белая куропатка — растительноядная птица. Ле-том её оперение бурое, а белым становится к зиме. Ноги куропатки к зиме покрываются перь-ями до самых когтей. Это защищает их от хо-лода и позволяет куропатке ходить по снегу, не проваливаясь.

Белая, или полярная, сова — птица хищная. Оперение у неё круглый год белое. Оно плот-ное и хорошо защищает от ледяных ветров. На "брюхе и лапах очень густые длинные перья. Благодаря этому сова может долго сидеть на снегу. Белая сова охотится на куропаток, а осо-бенно на грызунов — леммингов. Эти зверьки зимой не впадают в спячку

От леммингов во многом зависит и жизнь хищных зверей — песцов. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят ими своё потомство. В те годы, когда леммингов бывает мало, совы откладывают мало яиц, а песцы рождают мало детёнышей. Зато, когда леммингов много, по-томство у сов и песцов большое и всем малы-шам хватает еды.

На куропаток и леммингов охотится и редкая хищная птица кречет, у которой, как и у белой совы, красивое белое оперение

Замечательный обитатель тундры — дикий се-верный олень. У него густой мех, широкие раздвоенные копыта... Подумай, какое значение это имеет для жизни оленя в тундре. Проверь себя на «Страничках для самопроверки

Живут северные олени стадами: так удобнее добывать корм, защищаться от хищников и да-же от ветра. Стада кочуют по тундре. К зиме, например, они уходят в более южные районы, где легче прокормиться. За оленями следуют волки, которые охотятся на больных, отбивших-ся от стада животных.

ТУНДРА И ЧЕЛОВЕК

Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Основное занятие се-верных народов — оленеводство. Оленеводы раз-водят домашних северных оленей. Круглый год животные должны быть на пастбищах. Бригады оленеводов со стадами всё время перемещают-ся по тундре. Ездят л(Ъди на оленьих упряжках.

В тундре ведутся поиски и добыча полезных ископаемых, в первую очередь нефти и газа.

К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Рассмотрим эколо-гические проблемы, которые здесь возникли

Природа тундры необыкновенно ранима. От вездеходов и тракторов поверхность почвы на-рушается, растения погибают. Для их восстанов-ления природе требуются годы. Необходимо за-щитить тундру от вредного действия транспорта.

Во время добычи нефти окружающая мест-ность нередко подвергается сильному загрязне-нию. Очень важно не допускать загрязнения тундры.

На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоня-ют с одного пастбища на другое. В результате ценнейшие пастбища нередко погибают. Оленьи пастбища в тундре нуждаются в охране

Большой вред животному миру тундры нано-сит и незаконная охота — браконьерство. Необ-ходимо защитить животный мир тундры, не до-пускать его обеднения.

Как же охраняют природу тундры? Движение вездеходов и тракторов во многих местах за-прещено.

Для перемещения по тундре надо использо-вать транспорт на особых шинах (их называют шинами сверхнизкого давления). Они почти не оставляют следов. На нефтепромыслах внедряют новые технологии, безопасные для окружающей среды


Под особую охрану взяты редкие животные, например птицы белый журавль, или стерх (1); малый, или тундровый, лебедь (2); красно- зобая казарка (3); кречет (4). Они внесены в Красную книгу России. Замечено, что в по-следние годы благодаря охране численность малого лебедя начала восстанавливаться.

В тундре созданы заповедники, например Тай-мырский

Природа тундры сурова, но перед человеком она беззащитна. Осваивая северный край, люди не должны забывать об этом

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Сравните природу тундры и природу зоны арктических пустынь. Чем объясняется сходство и различие?

2.Приведите примеры нарушения человеком экологических связей в тундре. К чему это при-водит? Что нужно сделать, чтобы этого не до-пускать?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Покажи на карте зону тундры. 2. Дай крат-кую характеристику зоны тундры по плану, при-ведённому на с. 71.

Вывод

Тундра — это холодная безлесная равнина, расположенная южнее зоны арктических пустынь. Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях. Поэтому здесь богаче растительный и животный мир. К природе тундры люди должны относиться очень бережно!

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе тунд-ру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры

2.В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объ-единены под этим названием? Какие экологи-ческие связи раскрыты в этом рассказе? Объяс-ни их с помощью текста рассказа

3. С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры. Запиши в рабо-чей тетради план своего сообщения и наиболее важные сведения о растении или животном

ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Хостинг презентаций окружающий мир

Интегрированное занятие

« Необычная экспедиция к животным Северного края»

(педагог дополнительного образования по экологии Хайруллина Лилия Ульфатовна)

Задачи:

Образовательные:

Углублять и конкретизировать представления о животном мире края (тундры). Продолжать знакомить с дикими животными , их повадками, способностью приспосабливаться к среде обитания.

Совершенствовать речь детей, развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, посредствам знакомства с окружающим миром.

Продолжать учить детей рассуждать, размышлять, искать и находить решения проблемных вопросов, используя свой жизненный опыт и знания полученные ранее.

Закрепить правила поведения детей при преодолении трудностей.

Развивающие:

Развивать способности поисковой деятельности, умение решать задачи, формировать познавательный интерес к окружающей среде.

Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

Воспитывать гуманное и эмоционально-положительное отношение к окружающей природе родного края. Умение действовать коллективно, поддерживать интерес к деятельности сверстников.
Методы и приемы:


  • Вступительная беседа, вхождение в тему с использованием приема «Модель 3-х вопросов»

  • Использование проблемных вопросов и ситуаций

  • Преодоление препятствий

  • Использование ТСО (фонограмма «Птицы России» (голоса птиц), фонограмма «Звуки природы», видеопроектор для теневого театра, музыкальный центр)

  • Теневой театр (экран, силуэты животных (лиса, волк, медведь, куропатка, сова, заяц)

  • Дидактическая игра «Узнай, чей след»

  • Дидактическая игра «Узнай животных тундры и помоги им» (использование макета тундры)
    Использование художественного слова (стихотворение поэта Е. Евтушенко «Берегите эти земли»)

  • Физминутки: «Сборы в поход» и «Преодолеваем болото»

  • Продуктивная деятельность (складывание фигурки белого медведя способом оригами)

  • Опытно-экспериментальная деятельность (опыт «Как образуются болота?»

  • Индивидуальная работа и дифференцированный подход

  • Акция «Защитим животных»

  • Итог занятия
Словарная работа:

А) Знакомство со значением слов: экспедиция, лемминг.

Б) Закрепить значение слов: зоолог, тундра, вечная мерзлота , маскирующий цвет, северное сияние.
Предварительная работа:


  • Беседы о животном мире Ямала.

  • Знакомство с климатом и погодными условиями родного края.

  • Занятия по оригами (фигурки животных и птиц)

  • Чтение рассказов, сказок, стихотворений о природе родного края.

  • Изучение материалов детской энциклопедии

  • Рассматривание фотоальбома, картинок о тундре, фрагментов познавательных фильмов о животном мире.

  • Опытно - экспериментальная работа (как окрас животных помогает им маскироваться, эксперимент с водой и льдом и др.)

  • Знакомство со словом «зоолог», «тундра» и значениями выражений «вечная мерзлота», «северное сияние»

  • Подготовка макета «Тундра», плоскостные изображения животных тундры.
Материал и оборудование:

  • Галстуки зеленого цвета (символ зоолога)

  • Костюм Хозяйки Ямала

  • Изображение следов животных (медведь, олень, заяц, куропатка, лиса)

  • Музыкальный центр

  • Прибор динамической заливки света

  • Теневой театр (экран, видеопроектор, силуэты животных: олень, волк, куропатка, лиса, полярная сова, медведь, заяц)

  • Предметные картинки с изображением животных: олень, медведь, волк, куропатка, лиса, песец, полярная сова, заяц, белка, лемминг.
    Макет тундры

  • Модуль «мостик»

  • Обруч малый - «кочки»

  • Материал для проведения опыта: стол, два горшка с почвой (в одном на глубине 2 см от поверхности по диаметру горшка находится стекло), два стакана с водой, влажные салфетки, тканевая салфетка, мешочек для мусора)

  • Фигурки (незаконченные) белого медведя, ножницы, простые карандаши и листы белой бумаги для дополнительной работы – дифференцированный подход

  • Два столика и стульчики для продуктивной работы

  • Пакет для мусора
Музыкальный ряд:

  1. Фонограмма «Птицы России» (голоса птиц)

  2. Фонограмма «Звуки природы»

  3. Звуковое письмо «Письмо из грустной тундры»
Литературный ряд:

Стихотворение поэта Е Евтушенко «Берегите эти земли»
Ход занятия.

Дети входят в центр краеведения , к ним навстречу идет Хозяйка Ямала (звучит фонограмма «Птицы России» (голоса птиц)
Хозяйка Ямала: Ребята, что вы знаете о нашем Северном крае?
(Выслушивает ответы детей, в ответах дети используют знания, полученные ранее на занятиях, из бесед с родителями, наблюдений, просмотров познавательных телевизионных фильмов о родном крае)
Хозяйка Ямала: А откуда вы все это знаете?

Дети: (предполагаемые ответы) Нам в детском саду об этом говорили... мне папа рассказывал... мы читали в книге... я это узнал, когда был в музее и т.д.

Хозяйка Ямала: Чтобы вы еще хотели узнать о нашем прекрасном Севере?

(дети высказывают свои пожелания)

Хозяйка Ямала: Я очень рада, что вы такие любознательные, что вас так много интересует.
(в это время зазвонил сотовый телефон)
Хозяйка Ямала: Алло! Да. Я вас слушаю. Да, да я включу громкость. (детям)

Ребята, это звонок из тундры, от зверей и птиц.
(включается магнитофон с записью «Письмо из грустной тундры»)

- «Здравствуйте, дорогие юные друзья! Узнали, что вы очень любите природу, поэтому решили попросить вас о помощи. Мы радовались жизни, а потом пришли люди и начались наши беды. В тундре строят нефтяные вышки, заводы и фабрики. Стало шумно и грязно. Птицы перестали прилетать сюда. Гулять страшно. Стоит сейчас наша тундра грустная. Ребята, помогите нам наладить жизнь в нашей тундре!»

Хозяйка Ямала: Что же случилось с обитателями тундры? (ответы детей) Как мы сможем им помочь?

(даю возможность детям подумать, потом высказать свои предложения)
Хозяйка Ямала: Я согласна с вами, надо выручить обитателей тундры. Для этого мы отправимся в необычную экспедицию. Ребята, а вы знаете, что означает слово «экспедиция»?
(после рассуждения детей воспитатель дает достоверное определение слову «экспедиция»; «Экспедиция» - это организованный поход с целью изучения вулканов , жизни бабочек, растений. (закрепляет слово «экспедиция» со всеми и с детьми, и индивидуально с теми, которые затрудняются в произношении слова).
Хозяйка Ямала: А вы знаете, как называют людей, которые изучают природу?
(дети отвечают, используя слово «зоологи»)
Хозяйка Ямала: Тогда и мы станем зоологами. Давайте наденем специальную одежду для экспедиции. Сначала обуваем удобную обувь, завязываем шнурки, надеваем куртку, застегиваем молнию, надеваем шапку. А теперь возьмем рюкзаки со снаряжением. Молодцы! Попрыгаем, проверим, ничего ли не мешает и не звенит в рюкзаке? (Дети имитируют все движения) Накидываем на плечи зеленые галстуки – это символ зоологов. Кем мы стали?

Дети: Мы - зоологи.

Хозяйка Ямала: В пути мы можем встретить трудности, поэтому будьте внимательными. А вот и первое препятствие. Перед нами волшебные ворота. Чтобы оказаться в тундре надо пройти через волшебные ворота.

(впереди на полу стоит модуль-мостик, это - «волшебные ворота», дети должны через него пролезть.)

Хозяйка Ямала: Ребята, вот мы и оказались в холодной тундре! А вы знаете, что такое «тундра»?

ети объясняют, используя жизненный опыт)
Дети: Тундра - это суша. Она находится на севере Ямала. Зима в тундре очень долгая и холодная.

Хозяйка Ямала: (дополняет ответы, если необходимо) Например: зимой - полярная ночь , летом – белые ночи. Лето короткое и нежаркое. В тундре вечная мерзлота. А вы знаете, что такое «вечная мерзлота»?
(Дети дают понятие слову «мерзлота», используя знания, полученные ранее, воспитатель уточняет и добавляет некоторую информацию)
Хозяйка Ямала: Правильно, ребята, лето очень короткое. Земля не успевает прогреться и в глубине остается замороженной всегда. Это и называется «вечная мерзлота». Хотите узнать, как влияет вечная мерзлота на окружающий мир тундры?
(опыт «Как образуется вечная мерзлота»)

Материалы:

(На столе две одинаковые емкости (могут быть цветочные горшки) с почвой; в одной из них под почвой (2см) лежит стекло по размеру диаметра горшка, либо плотная фольга; два одинаковых стакана с одинаковым количеством воды; влажные салфетки по количеству детей; ведерко для мусора; тканевая салфетка)
Хозяйка Ямала: Посмотрите, в одном горшке обычная почва, а в другом мерзлая земля из тундры. Давайте нальем воду в горшки.
(дети наливают воду в горшки, при этом воспитатель обращает внимание, что горшки, стаканы и количество воды в них одинаковые )
- Представьте, пошел дождь. Что произошло?

Дети: В одном горшке вода ушла вглубь, а в другом – осталась на поверхности.

Хозяйка Ямала: Как вы думаете, почему?

Дети: (размышления детей , воспитатель принимает все ответы)

Хозяйка Ямала: (уточняет ) Да, действительно , в горшке, где почва теплая, вода вся просочилась до дна. А так как лето в тундре короткое и земля не успевает прогреться, земля холодная, почти вся вода осталась на поверхности. Вы правильно сказали, что вода не ушла в глубь, потому что земля только на поверхности подтаяла, а в глубине мерзлая, там лед. Давайте проверим и убедимся.

(дети лопаточкой разрывают почву, а там – твердая поверхность - стекло, которое подразумевает лед)
Лед не пропускает воду, она остается на поверхности земли и образует болота. Вот почему в тундре так много болот.

(дети вытирают руки салфеткой, наводят порядок на столе )
А теперь дальше, в путь!

(на полу наклеены следы медведя, зайца, оленя,

лисы и куропатки.)
Хозяйка Ямала: Смотрите, какие - то следы. Давайте, вместе определим, чьи они?
(дети определяют , чьи следы: медвежьи следы, оленьи следы, лисьи, заячьи и т.д., проводится индивидуальная работа)
- А, как вы догадались, что это следы медведя… А, докажите, пожалуйста, что это следы куропатки и т.д.
(по следам животных дети проходят в сенсорную комнату, где работает прибор динамической заливки света.)
Хозяйка Ямала: Ребята, настала северная полярная ночь, посмотрите, какая красота! Что это так сверкает на небе?

(дети высказывают свои предположения.)
Хозяйка Ямала: Да, это северное сияние. Такое явление в природе можно встретить только на Севере. Я предлагаю сделать привал. Снимите свои рюкзаки и располагайтесь на отдых.
(дети садятся на ковер. Звучат голоса обитателей тундры. На фоне подсветки появляются поочередно силуэты животных – теневой театр, при этом звучит фонограмма «Звуки природы»)
Хозяйка Ямала: (При появлении первого силуэта Хозяйка Ямала акцентирует внимание детей) - Ребята, посмотрите, вдали какие-то животные... Кто это? А что вы знаете об этом животном? (ответы детей)

Следы, каких животных мы не увидели на тропе?
(ответы детей: на снегу нет следов полярной совы и волка.)
- Молодцы! Вы очень внимательные. А вот и наступило утро. Отправляемся дальше в путь. Ребята, осторожно, перед нами болото. Вспомните, как правильно переходить болото.

(дети вспоминают правила поведения на болоте: надо идти друг за другом, след в след, а если есть кочки, прыгать с кочки на кочку, стараться не толкать друг друга.)

Хозяйка Ямала: Молодцы. Вставайте друг за другом, перейдем болото.
(дети прыгают с кочки на кочку , преодолевают препятствие)
- Вот мы и перешли болото (дети оказываются в зимнем саду )
(воспитатель подводит детей к макету с изображением зимней тундры, обращает внимание детей на то, что тундра без обитателей. На панно - мусор» разного характера, оставленный людьми:, заброшенная техника, старые нефтяные вышки, бутылки, бумага и т.д.)
Хозяйка Ямала: Ребята, это тундра зимой. Посмотрите, здесь нет ни зверей, ни птиц. Как вы думаете, почему?

(ответы детей: много мусора…)
Хозяйка Ямала: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы животные тундры не прятались?

Дети: Давайте расчистим тундру.
(дети убирают мусор с макета)
Хозяйка Ямала: А теперь давайте поищем животных и поможем им, пусть гуляют по всей тундре, им теперь ничего не угрожает и не мешает.
(дети находят животного и определяют , где он находится, например, заяц за сугробом, куропатка в снегу, песец под корягой и т. д.; проводится индивидуальная работа с детьми , имеющими затруднения в развитии речи )
- А как ты догадался, что за сугробом именно заяц?

Дети: У зайца уши длинные… у медведя лапа короткая, мохнатая и т.д. (дети говорят, как определили, по каким признакам)

Хозяйка Ямала: Обратите внимание, какой окрас у этих животных?

Дети: Окрас белый или много белых пятен.

Хозяйка Ямала: Как вы думаете, почему шерсть животных и оперенье птиц преимущественно светлых тонов?
(ответы детей: белый цвет - маскировочный, доказывают, что так легче спрятаться в снегу.)

Хозяйка Ямала: Правильно, ребята. Для обитателей тундры белый цвет или цвет светлых тонов является маскирующим. То есть им легко прятаться в заснеженной белой тундре.

Ребята, обратите внимание, здесь есть еще один зверек. На кого похож этот зверек?
(дети сравнивают с мышкой и сусликом)
-Этот зверек называется лемминг. Это маленькое животное играет немалую роль в жизни тундры. От того, как много леммингов в тундре зависит жизнь лис, песцов и других хищников. Подробнее с этим животным мы познакомимся на следующем занятии. Вы запомнили, как называется этот маленький зверек?
(закрепляется слово лемминг индивидуально и хором)
- Ребята, а вы помните, в телефонном разговоре животные тундры просили нас о помощи. Мы им помогли?

(ответы детей)

Да, мы должны заботиться о них, и охранять всегда. Я предлагаю провести акцию по защите животных. Для этого мы сделаем эмблему Ямала - фигурку белого медведя , и будем агитировать людей о защите животных. На прошлом занятии мы способом оригами сделали силуэт белого медведя, сегодня мы завершим нашу работу. Кто быстро справится с заданием, может сделать еще одного медведя или медвежонка.
(дети подходят к столу и складывают фигурку белого медведя , воспитатель предусматривает дифференцированный подход; звучит фонограмма «Звуки природы»)
Хозяйка Ямала: Ребята, где мы с вами сегодня побывали?

Дети: Мы были в экспедиции.

Хозяйка Ямала: Понравилась ли вам наша экспедиция? Что интересного было в экспедиции? Что вы узнали нового?

(ответы детей)

А с каким зверьком мы сегодня познакомились?

Дети: Мы сегодня познакомились с леммингом.

Хозяйка Ямала: Ну вот, и завершилась наша необыкновенная экспедиция. Нам пора возвращаться. Надевайте свои рюкзаки. Всем, кого мы встретим по пути, подарим эмблему Ямала - белого медведя и призовем к сохранению животного мира тундры и всей нашей планеты. Я призываю и вас, дорогие, ребята, и всех детей и взрослых быть милосердными, отзывчивыми, беречь все, что нас окружает. Вспомните, как об этом говорил в своем стихотворении поэт Евгений Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей природы –

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(дети отправляются в группу, всем, кто встретится на пути, раздают эмблему белого медведя и призывают их к сохранению исчезающих животных).

Продолжаем публиковать интересные наработки преподавателей, недавно мы получили мастер-класс по изготовлению макета тундры своими руками , который подготовила Амина Бахлул.

Мастер – класс по изготовлению диорамы «Тундра»

Изготавливаем диораму тундры.

Для этого нам нужно подготовить основу для нашей будущей диорамы. У меня будет основа изготовленная из фанеры, размер должен соответствовать тому месту, где она будет располагаться.

Для начала мы подготовим березки для нашей диорамы. Для этого я взяла две веточки березки, которые ближе по сходству к стволам дерева.

Берем белую акриловую краску (можно обычную гуашевую), и закрашиваем веточки.

С помощью черной краски наносим рисунок на наши веточки, и вот у нас получился ствол березки.

Для изготовления кроны березки я применила поролон (обычная губка для мытья посуды, у меня ушло 5 средних губок). Берем зеленую, желтую краску и наносим на наш поролон (для того, чтобы наша крона выглядела более реалистичной, наносим поочередно зеленую и желтую краску), обильно пропитывая. Затем крашеный поролон ставим высыхать, приблизительно на 3-4 часа (я сушила на батарее).

После высыхания, поролон станет твердым и его можно легко натереть на мелкой терке.
У нас получилась отличная основа для нашей березки.

Берем клей ПВА, наносим на готовые веточки (обильно).

Затем приклеиваем изготовленную крону. И у нас получилась красивая березка. Так нам нужно изготовить несколько березок. Оставшийся поролон не выбрасываем, оно нам пригодится для изготовления травы.

Приступаем к изготовлению земли . Для этого нам понадобится:

  • клей ПВА,
  • бумага или ткань,
  • песок,
  • гипс (я использовала гипсовые бинты, очень удобно),
  • вода.

Бумагу или ткань нужно намочить в воде и сформировать на основе рельеф.

Для закрепления нашего рельефа нам и понадобится гипсовый бинт. Отрезаем небольшой кусочек, замачиваем его в воде и прикладываем на изготовленный нами рельеф из бумаги. Постепенно покрываем наш рельеф. Через несколько минут наш рельеф подсохнет.


Когда все подсохнет, можно приступать к работе с песком. Наносим на нашу основу клей ПВА (обильно) и начинаем засыпать песком. Вот у нас и получилась рельефная основа.


Приступаем к изготовлению чума . Для этого нам понадобится 7-8 палочек (я взяла палочки для суши). Фиксируем наши палочки проволокой на верху и у нас получается каркас для нашего чума.

Берем бинт гипсовый, обмакиваем его в воде и прикладываем на наш каркас, формируя чум. После высыхания он станет твердым, и мы сможем его поставить на нашу диораму.

Закрепляем чум с помощью гипсового бинта (каждую палочку смоченным кусочком).

Таким же способом закрепляем наши березки.


Из оставшегося натертого поролона делаем травку. Наносим на выбранное место для травы клей ПВА и посыпаем наш поролон. И вот у нас получился фрагмент нашей диорамы.

Приступим к изготовлению речки . Для этого нам понадобится кусочек голубого полиэтилена, клей силиконовый. Полиэтилен приклеиваем на основу для речки силиконовым клеем. Затем заливаем нашу речку поверх полиэтилена клей силиконовый, он придаст нашей речке более реалистичный вид.

Для оживления нашей диорамы можно применить готовые игрушки животных севера .

Я уверена, что у вас все получится.
Желаю удачи!»

Большое спасибо Амине за подробный рассказ с пошаговыми фотографиями.

Если вы тоже делаете обучающие , присылайте нам, с удовольствием опубликуем.

Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .

Еще интересно:

Посмотрите также:

Колокольчик с конфетами - подарок учителю на 1 сентября
До Дня знаний осталось совсем немного времени. Еще один вариант подарка учителю на 1 сентября - коло...

Модельная студия "Вдохновение" Елены Стешенко
Дорогие читатели! Многие из вас уже знают постоянную участницу и неоднократную победительницу наших...

Прыжки через резиночку 🙂
Помнится, выкладывая тут ролик про игру в веревочку, я посетовала, что все позабыли прыжки через рез...

Мастер-класс «Открытка «День Победы»
Мастер-класс «Открытка «День Победы» Руководитель: Шестакова Ольга Фёдоровна, воспитатель МДОУ № 19...

Игрушка "Обезьянка на прищепке"
Яремчук Оксана Владимировна, педагог дополнительного образования, КГКУ "Детский дом 20", поселок Хур...

«Ожившие образы русской вышивки. Панно: образ Богини Макоши»
Дорогие читатели! Многие из вас интересуются темой народных кукол, культуры, обычаев, традиций и миф...

Проект по экологии

«Тундра и её обитатели »


Вид проекта : информационно- познавательный, краткосрочный. Продукт : Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» Интеграция образовательных областей : ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, РИСОВАНИЕ.


Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, родители. «»


Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, родители.

  • Проблема : чем питаются зимой животные тундры?
  • Гипотеза : животные тундры добывают себе корм из под снега.

  • Формирование конкретных представлений о жизни и выживании животных в условиях крайнего севера.

  • Формировать представления о многообразии северной природы и животных тундры.
  • Совершенствовать диалогическую речь.
  • Закрепить знания основных правил поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания ко всему живому.
  • Развивать познавательный интерес.

Проблемно – деятельностный подход

Организованная образовательная деятельность, осуществляемаяв разных видах детской деятельности

образовательная деятельность в режимных моментах

НОД « Знакомство детей с климатом тундры».

Самостоятельная деятельность

Цель: расширять первоначальное представление детей о тундре и её обитателей.

Рассматривание картин, иллюстраций животных тундры.

Взаимодействие с родителями

Проблемное обсуждение « Чем питаются животные тундры зимой?»

Дидактическая игра « четвертый лишний».

П/и «У оленя дом большой».

Посещение краеведческого музея.

Оформление выставки рисунков с целью создания альбома о животных тундры.


  • Вечная мерзлота - никогда не тающий слой земли, часто содержащий лед. Это характерная особенность тундровой зоны. Почвы там холодные и бактерии, которые разрушают древесину, размножаются медленно. Ветки, сучки сохраняются годами, словно бы в холодильнике, постоянно накапливаясь.
  • Летом поверхностный слой почвы, как правило, оттаивает, что приводит к заболачиванию равнинных участков.
  • Многолетней мерзлотой занято 53 тыс. км, в том числе сплошной мерзлотой 10 тыс. км 2 .
  • В Воркуте вечная мерзлота сплошная и достигает 130 м. Наибольшей мощности многолетняя мерзлотная толщина достигает в районе Хальмер-Ю - 200 м.

растительный мир тундры.

  • В течение долгой и холодной зимы растения находятся как бы в состоянии спячки.
  • Быстро пробуждается от зимнего сна полярная флора. И в этом особенность растений, растущих в условиях тундры:
  • во-первых, немало видов, которые в течение всего года остаются зелеными;
  • во-вторых, почти все растения многолетники, им требуется значительно меньше времени для развития;
  • в-третьих, многие растения еще с осени образовали зимующие почки.
  • Характерная особенность тундрового разнотравья - крупные, ярко окрашенные цветки.
  • На защищенных от ветра участках произрастают карликовые ивы и березы, преобладают кустарнички (багульник, брусничник), мхи и лишайники образуют сплошной ковровый покров.
  • Корни растений не уходят вглубь почвы из-за близости к поверхности вечной мерзлоты, из-за этого листья растений мелкие и жесткие для сокращения поверхностного испарения. Для защиты они опушены или покрыты восковым налетом.
  • Многие травянистые растения тундры зацветают только через 10-20 лет после появления их из семян, кустарники еще позже. Например, голубика может давать зрелые плоды только в 60-80-летнем возрасте, ежегодный прирост побегов составляет 2-3 мм. Брусника - растение - долгожитель, достигает возраста 300 лет, она не прихотлива к условиям - растет на бедных сухих почвах, торфяника. У карликовой березки прирост 2-6 см и плодоносить начинает только в возрасте 30-35 лет. У полярной ивы побеги удлиняются за год всего на 1-5 мм и дают по 2-3 листочка.
  • Лишайники нарастают всего 1-3 мм в год, а ведь на 1 га может пастись всего 5 оленей и затем пастбище должно «отдыхать» 10 лет. Там, где лишайник подвергается выжиганию, требуется 50 лет, чтобы восстановить его. А ведь лишайники - индикаторы состояний воздушной среды. Там, где они живут, можете дышать полной грудью - воздух, наверняка, чист, если же они стали исчезать с обычного места обитания - насторожитесь. Роль чистого воздуха трудно переоценить. Человек без пищи может прожить 3-5 недель, без воды - 3-5 суток, а без воздуха - не более 3-5 минут. Пищи человеку требуется около 1 кг в сутки, воды -1,5 кг, воздуха - 25 кг.

Ягоды тундры .


  • Есть данные, что в суровой тундре обитают более 300 видов животных и птиц.
  • Главные животные тундры - лемминг, песец, северный олень.
  • Лемминг служит основной пищей многим животным тундры, а также он влияет на развитие почв и растительности. С северным оленем связана вся жизнь коренных народов севера, идет ли речь о жилище, транспорте, одежде или пище.
  • Животных, полностью приспособившихся к суровым условиям существования немного и ни один вид обитающих в наших тундрах зверей не впадает зимой в спячку. Они с осени запасаются толстым слоем подкожного жира, приобретают покровительственную белую или светлую окраску меха и перьев. Мех во много раз зимой удлиняется. А вот выступающие части тела (морды, уши, лапы, хвосты, клювы), наоборот, уменьшены.
  • Большая часть животных на зиму покидает тундру. Почти все птицы улетают на юг. Остается лишь куропатка - единственное существо, которое не пугают ни зимние бури, ни жестокий мороз.
  • Весной птицы, не теряя времени, начинают гнездиться, ведь лето короткое. Птенцам надлежит вылупиться к тому моменту, когда нахлынет первая волна насекомых, а до первых снегов они должны быть готовы к дальнейшему перелету. Чтобы успеть, птицы намного удлиняют свой «рабочий день» за счет светового времени. Основная масса птиц прилетает и отлетает почти в те же сроки, когда сходит и появляется снег.

ЗАЯЦ – БЕЛЯК

Милые зверушки, герои народных сказок и детских песенок – славные, добрые зайчишки. От голодных врагов – лисиц, волков, рысей и филинов – беляка выручает зимой белый мех, огромные чуткие уши, быстрые лапы и умение хитро запутывать следы. Днем затаившийся заяц долго неподвижно лежит в глубоком снегу под кустом. Заметить зверька невозможно: еще осенью он сменил серовато-белый наряд на чисто-белый. Недаром говорят: «Бел, потому и цел». Перед тем как залечь в снег, косой запутывает цепочку своих следов. У зайца длинные задние лапы, и набегу заяц выкидывает их вперед. В гору зайцу бежать легче, чем под гору. Под гору он не бежит, а катится кубарем.

Зимой подошвы на лапах обрастают густой и мягкой шерстью. Одетые такой войлочной подушкой, пальцы лап сильно раздвигаются. Вот и получаются у зайца своеобразные, собственные лыжи, и зверек лучше скачет по снегу, чем его враги.

Из-за того, что заяц убегает от опасности, он не только прослыл трусом, но получил еще прозвище «косой». Глаза у зайца большие, бархатисто-темные, красивые, не косят. Шея у него малоподвижная, оглянуться он не может, а посмотреть, где преследователь, надо. Вот и скашивает заяц глаза, а людям кажется, что он косой. Но случается, не помогают зайцу ни хитрость, ни быстрота, и тогда заяц падает на спину и обороняется сильными задними лапами.

Хотя и считается заяц-беляк типичным лесным зверьком, однако он проник далеко в тундру; его можно встретить вплоть до Северного Ледовитого океана. В тундре зайцы роют норы, которые используют в качестве укрытия от хищников. Летом заяц-беляк питается исключительно травянистой растительностью, а зимой – побегами кустарников. Живут зайцы-беляки 7- 8 лет.


  • В тундре живут очень занятные зверьки - лемминги, похожие на крупных и толстых мышей с короткими хвостиками. Русское название – пеструшка. Эти зверьки десять месяцев в году проводят под снегом. Удивительно разноцветно окрашены зверьки в рыжеватые, ржавые, коричневые, черные пятна. Глаза маленькие, ушей почти не видно. Едят лемминги траву, грибы, лишайники. У этих зверьков много врагов, поэтому они хитры и осторожны. Живут в норках, которые имеют запасные выходы. Зимой лемминги собираются в тех местах, где много снега. Под снегом зверек устраивает шаровидное гнездо из сухих стеблей и листьев. Шубка у них теплая, чтобы не замерзнуть под сугробом.
  • Лемминг – загадка для ученых. Раз в четыре-пять лет у тундрового зверька наблюдается «пик» численности, наступает «год лемминга».
  • В этот год тундра пирует. Едва сойдет снег, на пеструшку набрасываются и чайки, и сапсан, и кречет, и мохноногий канюк, Даже северный олень не прочь полакомиться леммингом. Лемминг - основная пища и для песца, и белой совы. В «год лемминга» увеличиваются выводки у зверей. Хорошо и птицам: никто их птенцов не трогает.
  • Колебания численности леммингов воздействует на всю экологическую систему тундры.
  • Когда леммингов много, они настолько выедают растительность, что в многих местах для ее полного восстановления требуются годы.
  • Когда леммингов рождается мало, и жизнь в тундре резко меняется. Растительность восстанавливается, а для хищных птиц и животных наступает голодная пора.

  • Северные олени – кочевники. Зимой и летом кочуют они в поисках корма. Пощиплют в тундре ягель, олений мох, а у ручьев и на болотах поедят травы и осоки. К океану спустятся соленой воды попить. И снова в путь.
  • Ни одно копытное нашей фауны, кроме северного оленя, не использует в пищу ягель (лишайник). Это его основная пища в бесснежное время. Но ягель беден белком и минеральными солями. Поэтому, питаясь зимой в основном лишайником, олень обязательно добавляет к нему зеленый корм, особенно те растения, которые в зиму уходят зелёными. Олень охотно ест выброшенную на берег рыбу.
  • Оленята рождаются весной, маленькие и хрупкие, но уже через несколько часов они стоят на ногах, а через сутки вовсю бегают.
  • Ноги у оленей сильные, высокие, чтобы быстро бегать, от врагов спасаться. А копыта широкие, чтобы в снегу не проваливаться. Также с помощью копыт олени корм зимой добывают: пробивают лунку в снегу и достают ягель.
  • Олени хорошо плавают.
  • Холода олени не боятся, - шерсть у них теплая. Летом она становится реже, чтобы не жарко было. А к зиме отрастает, становится густой.
  • Красавец северный олень – удивительное животное! Когда-то олень был единственным транспортом в тундре. Олень не требует от людей ни корма – олени сами добывают его, ни теплых сараев или стойл – олени в этом не нуждаются.

1 этап подготовительный

  • Изучение представления детей о тундре и её обитателях.

3 этап

2. Подбор наглядного материала, методической и художеств. литературы.

  • Познание « Природа тундры»

итоговый

3. Составления конспектов организации взаимодействия детей и родителей.

Цель: формирование представлений о тундре

Викторина «вопросы оленевода»

2. Познание « животные тундры»

Цель: систематизировать знания детей о животных крайнего севера, развивать познавательный интерес.

Цель: формирование представления о животных северных районов.


  • Этот житель круглый год Лишь на Севере живет. Он с ветвистыми рогами И со стройными ногами. А на ножках тех копыта, Зверь хороший, не сердитый. Мох жует он целый день. Это северный … (олень).
  • Солнца яркого боится. Ночью - хищник эта птица. Ловко мышь найдет в траве. Говорим мы о (Сове).

  • С ним играть опасно в прятки. Мчит бедняжка без оглядки. След запутал и прилег: Обмануть лисицу смог (Заяц).

Хвост поджав, во льдах ночует, Вынося мороз любой, И по северу кочует В тёплой ш убе голубой. (Песец)




Тундра - это холодная безлесная равнина, расположенная южнеезоны арктических пустынь. Природные условия в тундре менее суровы, чем в арктических пустынях. Поэтому здесь богаче растительный и животный мир.


Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36-37) зону тундры. Для подбора цвета можешь воспользоваться, как и на прошлом уроке, приведённым ниже «ключом».

2. Знаешь ли ты живой мир тундры? Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике.

Тундра

Устрой мини-экзамен соседу по парте. Расположи картинки так, чтобы были 2-3 ошибки. Пусть сосед найдёт их и исправит (положит картинки правильно).

Попроси соседа по парте устроить такой же экзамен для тебя. Когда вы будете уверены в своих знаниях, наклейте картинки в тетрадь.

Муравей Вопросик мечтает полакомиться тундровыми ягодами, но не знает, как они выглядят. Рассмотри рисунки. Сравни по внешнему виду морошку, голубику и бруснику. Объясни Муравьишке, по каким признакам эти растения можно узнать в природе.

Дополнительные сведения о голубике и бруснике ты можешь найти в атласе-определителе «От земли до неба» (с. 90-91).

Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне тундры.

Веточки карликовой берёзы - Лемминг - Белая Сова
Ягель - Северный олень - Волк
Морошка - Белая куропатка - Кречет
Почки полярной ивы - Лемминг - Песец - Волк

Подумайте, какие экологические проблемы в зоне тундры выражены этими знаками . Сформулируйте и запишите.

От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения погибают

Во время добычи нефти окружающая местность нередко подвергается сильному загрязнению.

На многих оленьих пастбищах ягель исчезает, потому что оленей не всегда вовремя перегоняют с одного пастбища на другое. Ценнейшие пастбища нередко погибают.
Большой вред животному миру тундры наносит незаконная охота - браконьерство.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате редких животных тундры и подпиши их названия.

Белый журавль (стерх), тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет

7. Здесь ты можешь выполнить рисунок по заданию учебника (с. 93).

Нарисуй, как ты представляешь себе тундру


По заданию учебника (с. 93) подготовь сообщение об одном из растений или животных тундры.

Тема сообщения: Полярная мышь (Лемминг)

Важная информация для сообщения: Едва ли не самые многочисленные обитатели тундры - это лемминги, или полярные мыши. Летом они живут в неглубоких норках (и рады бы спрятаться понадежнее, да вечная мерзлота не пускает) или под покрытыми лишайниками скалами. Зимой лемминги устраивают себе гнезда из травы и мха под слоем снега, но даже и не думают погружаться в спячку, а деловито снуют туда - сюда по настоящему лабиринту туннелей, старательно проложенных в снегу, лишь изредка вылезая наружу, чтобы полакомиться почками, веточками и корой карликовых тундровых растений. Тут-то их поджидают белые совы, сидящие в засаде на вершине сугробов. Не брезгуют полярными мышками и полярные лисички - песцы.
Самое поразительное, что в долгую и холодную полярную ночь лемминги успешно размножаются в своих подснежных гнездах. Самки могут вырастить от трех до пяти выводков. В это время основными врагами леммингов становятся не совы и песцы, а юркие горностаи, легко проникающие в запутанную сеть прорытых грызунами ходов и даже нахально использующие для отдыха и размножения их гнёзда.

Источник (источники) информации: Энциклопедия. Интересно о неизвестном

Просмотров