Разделы познавательного развития. Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие. развитие познавательных интересов и способностей

Октябрь 31st, 2014 admin

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей , которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию .

    Спасибо, обязательно напишу!

Бела Геннадьевна, опять я, с ОП! Здравствуйте!) Скажите пожалуйста, в каких случаях мы можем сделать ссылку на примерную ОП, не прописывая в своей ОП?! И как грамотно это сделать?

  • Наталья, все основные позиции, которые обозначены во ФГОС нужно прописать. Я знаю, что коллеги пишут всё в программе (без ссылок) и даже метод обеспечение (лит-ру) на нескольких листах. Но это не значит, что нужно переписывать 200 страниц. Программа должна быть чёткая, без «воды», со схемами и таблицами.

    • Ой, Бэла Геннадьевна, ладно, если бы «вода»! В голове «каша», да еще и с «маслом — масленым»))) В одном вроде разберешься, в другом стопор. Так хочется, программу в 3-и страницы с одними ссылками на примерную)))

      • Наталья, с таким хорошим чувством юмора у Вас всё получится!

Кто-нибудь писал список дидактических пособий, в кабинете логопеда, по пяти областям ФГОС?

Здравствуйте,Белла Геннадьевна. В этом году выхожу на аттестацию. Помогите,пожалуйста,сформировать тему «Формирование основ экологической культуры в процессе краеведческой работы». Затрудняюсь в постановке задач по этому направлению. Спасибо.

забыла написать…»детей дошкольного возраста»

  • Ирина, тема хорошая. Задачи могут быть такие:
    1. Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников.
    2. Формирование первичных представлений о природном мире своей малой родины (или своего региона).
    3. Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.

Большое спасибо. А в теме — направление,название ничего не надо менять?

  • Ирина, можно ничего не менять. Может быть, вместо слова «работы» написать слово «деятельности». Это на Ваше усмотрение.

Белла Геннадьевна,спасибо большое. Думаю, что возникнет еще куча вопросов.

  • Ирина, если возникнут вопросы, то пишите.

Здравствуйте! Очень хочется провести педсовет, который состоится в конце февраля нетрадиционно, через деловую игру, включая подвижные, мобильные игры. Смотрела в интернете разные деловые игры, все одно и то же, задания не интересные, однотипные. Посоветуйте, что-нибудь. У нас всегда проходят педсоветы очень серьезные, все устали от этого. Сейчас хочется легкого, мобильного и продуктивного педсовета. Заранее благодарим!

  • Белла Геннадьевна,здравствуйте.4.02. вы подсказали мне задачи по моему направлению. Спасибо.С первой разобралась «создание условий…». Возникли сомнения в правильности раскрытия следующих. Белла Геннадьевна,если можно хотя бы в 2х словах.Спасибо.Мысли есть,но не хватает вашей консультации.

    Краеведение -это тоже очень обширная тема,даже если брать свой регион.

    • Ирина, по второй задаче Вы должны написать, что именно вы делаете в процессе взаимодействия с детьми (НОД, образовательные ситуации, наблюдения, эксперименты, экскурсии), чтобы у них формировались знания о прир. мире. Что именно разработали (планы, картотеки, консультации для родителей и педагогов, конспекты занятий, дид. игры, презентации и др.).
      По третьей задаче можно написать о том, как подводите детей к оценке окружающей природной среды, как обращаете внимание детей на различные растения и прир. явления, на их разнообразие и красоту (посильный труд в природе, наблюдения, рисование, беседы).
      Вообще-то, можно и не разделять задачи и отчитываться по каждой, а писать анализ полностью по теме.

  • Белла Геннадьевна,да,да,все так Но у меня 2 задача получилась в 1ой,когда я писала о предметно-простр.развивающей среде. Там я пишу не только о центрах,которые есть у меня в группе, но и учебно-дид.комплекте.Что-то у меня не так Спасибо.

    А вообще,вы правильно сказали,Белла Геннадьевна,задачи переходят из одной в другую.Тогда в1ой что еще можно написать, технологии, которые я применяю?Спасибо.

    • Ирина, технологии лучше вставить во вторую задачу. Учебно-дид. комплект пусть будет в первой задаче. Самая объемная и содержательная у Вас будет вторая задача.
      И все-таки советую не разделять задачи, а то запутаетесь. Если разделения задач не требует начальство, то делите текст самоанализа (или отчета)не на задачи, а на результаты деятельности (что разработала, какие технологии применила, где выступала с опытом работы, где выступали дети и т.д). Посмотрите еще раз «Образец заявления воспитателя на аттестацию» в рубрике «Аттестация педагогов», там же самоанализ общим текстом идет.

    Белла Геннадьевна,большое спасибо.

    Здравствуйте, мне нужно описать трудовую деятельность через познавательное развитие ребят… не понимаю с чего начать и о чём писать?

    • Юлия, можно написать примерно так:
      1. Немного напишите о том, что включает в себя труд. воспитание (посмотрите здесь на сайте статью «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).
      2. Напишите: «И хотя труд. воспитание реализуется в рамках обр. области «Соц-коммун. развитие», в процессе трудовой деятельности дош-ков можно решить задачи и познават. развития: развитие интересов детей, формирование первичных представлений о различных видах труда, об объектах окружающего мира и их свойствах.
      3. В качестве примера приведите труд в природе (статья «Деятельность педагога по экологич. воспитанию в летний период») и ручной труд.
      4. Напишите, о том, что формируются личностные качества (статья «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).

    Спасибо огромное!!!:)

    Здравствуйте!подскажите название темы,пожалуйста.Была тема 《Развитие мелкой моторики у старших дошкольников через различные виды худ.творчества》сюда включила аппликацию с паетками и рисование гуашью с помощью салфеток влажных,малярных кисточек,валиков маленьких,вообщем,подручных средств.Мне сказали,что на первую категорию тема звучит очень просто,а как её усложнить я не знаю.

    • Лариса, можно так:
      1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
      2. Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста о художественном творчестве в процессе продуктивной деятельности.
      3. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста посредством художественного творчества.

    Белла Геннадьевна,подскажите пожалуйста,что мне написать по первой задаче:формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о животном мире Урала посредством современных технологий?Тема:формирование бережного отношения к природе у детей д/в в процессе ознакомления с животным миром Урала.

    • Марина, про ИКТ-технологии напишите, что собрали наглядный материал (фото, картинки) и разработали презентации, дид. игры с применением компьютерных технологий. Разработайте парочку проектов по теме, реализуйте их.
      Марина, Вы же сами хотели взять тему с применением технологий. Так, значит, их у Вас нет? Если нет, то первую задачу нужно сократить: «Формирование элементарных представлений у воспитанников о животном мире Урала».

    Разработанные проекты у меня есть.ИКТ-технологиями воспользуюсь.Спасибо.

    Белла Геннадьевна, с первой задачей разобралась,спасибо,к проектным технологиям и технологии опыта добавила ИКТ-технологии.По второй задаче стопор.Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.Подскажите пожалуйста.

    • Марина, эмоционально-ценностное отношение развивается тогда, когда Вы рассматриваете картины о природе, читаете стихи и рассказы о природе, наблюдаете и проводите экскурсии. И всё это с анализом по принципу, «что такое хорошо и что такое плохо».

    Белла Геннадьевна,спасибо большое!А третью задачу:создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников,я должна расписать по образовательным областям?Так или нет?

    • Марина, в разделе «Методические подсказки» есть статья «Как обеспечить условия для методической темы». Там всё расписано.

      • Здравствуйте,Белла Геннадьевна. Извините за беспокойство.А Вы всем помогаете?

        • Да, стараюсь отвечать на все вопросы и просьбы.

    Белла Геннадьевна Здравствуйте выхожу на аттестацию подскажите пожалуйста как правильно сформулировать тему Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста по познавательному развитию и писать перспективный план один и тот же заранее благодарна ВАМ

    • Галина, тему можно сформулировать так: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности».
      Насчет плана. Единого образца плана для всей страны нет (я имею в виду структуру). Есть только рекомендованные. В каждом саду пишут по-разному, поэтому Вы лучше посоветуйтесь со своим старшим воспитателем (это она должна представить единый для своего сада образец).

      • Здравствуйте Белла Геннадьевна спасибо вам огромное

    День добрый. Стаж муз.руководителем маленький и спец.образования дошкольного нет, но мне было поручено написать работу по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников посредством муз.деятельности по ФГОС»+ конспект занятия. Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста, что именно я должна написать в работе и как именно провести занятие (описать его), чтобы приложить его к работе.

    • Оксана, да, непростая у Вас задача. Начните выступление (или письменную работу) так: «В процессе познавательного развития дошкольник усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения и свои способы познават. действий. Познание ребенком окр. мира происходит при помощи познават. действий, которые всегда направлены на результат. В муз. деятельности результатом будет являться исполнение песни, разученные танц. движения, игра на муз. инструменте, творческие «находки» в различных видах муз. деятельности».
      Затем из статьи (здесь на сайте) «Образовательные ситуации в муз. развитии дошкольников» возьмите вторую часть статьи, где говорится о 2 видах образовательных ситуаций. Начните так: «Наиболее эффективно познават. действия в муз. деят-ти формируются посредством предметно-игровой и сюжетно-игровой обр. ситуации». И далее по тексту. В конце (где написано «таким образом», вместо фразы «посредством образовательных ситуаций» напишите «посредством познавательных действий».
      Про познавательных интерес выпишите фразы из этой статьи (сверху).
      А занятие как раз и возьмите по образоват. ситуациям, можно вставить и сюжетно-ролевые игры, проблем. ситуации, можете провести творческую мастерскую по движениям.

    здравствуйте! я пишу дипломную работу. У меня такая тема «прогулка как условие познавательной активности дошкольников», подскажите пожалуйста с чего начать?

    • Анна, сначала нужно написать о познавательной активности (в чем выражается, при помощи каких методов развивать, не забудьте про познавательный интерес). Затем прогулка: перенесите формы и методы работы с детьми по познавательному развитию с группы на улицу (по возможности). Это образовательные, проблемные ситуации; исследовательская деятельность; наблюдение; познавательные игры и т.д. Практическую часть (если она у Вас будет) сделайте по экологическому исследованию или экспериментам на прогулке (с водой, снегом, листочками и т.д.).

    Здравствуй.Белла Геннадьевна,3.02.определили с вами направление и задачи по теме «Краеведение»-все «зарубили». Во всем должен быть «продукт».Направление немного взяла другое»Краеведение как средство формирование представлений о прир. мире своей малой Родины у восп. дош. возраста» А вот задачи несовсем правильно могу сформировать. 1.Разработать и апробировать УМК……..направленный …целью которого…. 2.Спроектировать совершенствование организации развивающей предметно- простр.среды.Первую задачу не могу правильно сформулировать. Спасибо.

    • Ираида, конечно, с начальством не спорят (говорю вполне серьезно). Только Ваше начальство упускает очень важную вещь (которая написана в каждой строке ФГОС ДО) – ЛИЧНОСТЬ ребенка. Поэтому цель темы по самообразованию и три основных задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка. Педагогика – это не магазин, где результат измеряется только продуктом.
      Я посмотрела те задачи, которые Вам написала. Разработка УМК и совершенствование развивающей среды подразумевались в первой задаче, которую я предложила: «Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников». УМК и развивающ. среда – это условия. Расшифровывать эти условия нужно в ПЛАНЕ по самообразованию и САМОАНАЛИЗЕ. Ну да ладно. Вы тут не при чем.
      Теперь о теме. Все-таки надо написать так: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о природном мире своей малой Родины посредством краеведения». На первом месте – «формирование», а потом уже — «средство». Краеведение будет лишь средством, так как формировать представления можно и без краеведения, а при помощи другого средства (наблюдения, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.).
      Первую задачу можно сформулировать так: Разработать и апробировать учебно-методический комплект, направленный на формирование представлений у воспитанников о природном мире своей малой Родины (или — позволяющий сформировать у воспитанников представления о природном мире своей малой Родины).

    Большое спасибо. Я с вами во всем согласна.

    Белла Геннадьевна,здравствуйте. И опять возникли сомнения,правильно ли раскрою 1 задачу. Подскажите,пожалуйста. Спасибо.

    МОЖЕТ БЫТЬ НУЖНО РАСКРЫТЬ ВСЕ ТО ЧТО СОДЕРЖИТ УМК? НО ЭТО МНОГО. СПАСИБО.

    • Ираида, да, Вам нужно будет раскрыть (написать) все то, что содержит УМК. Это названия всех книг и методичек, дидактический материал и игры (в том числе и Вами разработанные или модифицированные), комплекс разработанных занятий и мероприятий по теме, диагностику (но не самой разрабатывать). Вроде бы всё (но могла и что-то упустить).

    Добрый день. Но в заявлении это очень много. Нужно,наверно,самое основное?

    • Ираида, я думала, что это не для заявления, что Вы заполняете документы по теме самообразования. А в заявлении, конечно, надо коротко. Тогда Вы должны написать: разработала планирование, дидактические материалы (какие именно — игры, презентации, наглядность), конспекты непосредственно образовательной деятельности. Обогатила развив. среду (как именно, что внесла).

    Здравствуйте,Белла Геннадьевна хочу провести районное МО для воспитателей по познавательному развитию подскажите пожалуйста как сформулировать тему, задачи и план проведения(4 занятия).спасибо.

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Я начинающий методист в ДОУ, помогите правильно сформулировать тему методической работы. Хочется взять проектную деятельность и связать ее с темой приобщение детей к истокам русского народа.

    • Елена, Ваши формулировки должны отличаться от формулировок воспитателей (у них ориентир на детей, у Вас — на воспитателей или на образовательный процесс в целом). Предлагаю такие:
      1. Проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на основе приобщения воспитанников к истокам русского народного творчества.
      2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО (или ДОУ) на основе учета этнокультурной ситуации развития воспитанников (или детей дошкольного возраста).
      3. Методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации по приобщению воспитанников к истокам русского народного творчества.
      4. Создание условий для реализации этнокультурного компонента в дошкольной образовательной организации.
      А проекты будут у Вас одной из форм организации образовательного процесса.

    Здравствуйте. помогите пожалуйста подобрать тему для самообразования для детей 1 младшей группы. область познание и связать с мнемотехникой

    • Людмила, я оставила один Ваш вопрос, другие (такие же) удалила. Дело в том, что вопросы автоматически появляются на сайте после проверки на спам (это на всех сайтах так). Поэтому сразу они не видны тому, кто пишет.
      Теперь о темах. Предлагаю такие:
      1. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
      2. Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
      3. Формирование у детей младшего дошкольного возраста сенсорного опыта посредством мнемотехники.
      4. Формирование у детей младшего дошкольного возраста первичных представлений о моделировании посредством мнемотехники.

    Спасибо за ответ. Подскажите,пожалуйста, сформулировать правильно цель и задачи к теми:Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.и я могу использовать развитие мелкой моторики в познавательной активности через дид.игры или что вы посоветуете? И эту же тему я могу развивать на 2 мл,средней группе и т.д?

    • Людмила, можете в формулировке не писать слово «младшего». Тогда эта тема применима к любому возрасту. Но тема достаточно узкая, если брать на несколько лет (могут сделать замечание). Насчет Вашего вопроса о мелкой моторике: Вы в вопросе соединили аж 3 компонента – моторику, познават. активность и дид. игры. Методически правильно брать 2 компонента. Можно развивать познавательную активность активность и при помощи дид. игр, и при помощи мелкой моторики, но лучше не соединять это в одной формулировке.
      Цель: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов моделирования. (Всё-таки, никуда не уйти от слова «моделирование», так как мнемотехника – один из видов моделирования). Задачи: 1. Создание условий для развития познавательной активности воспитанников. 2. Формирование элементарных представлений о мнемотехнике. 3. Формирование навыков графического изображения.

    Огромное спасибо за темы.

    Белла Геннадьевна, помогите мне пожалуйста, сформулировать задачу и что можно внести в годовой план ДОУ на новый учебный год по внедрения профессионального стандарта педагога ДОУ.

    • Елена, в Проф. стандарте акцент на компетенции педагогов. Поэтому и годовую задачу надо формулировать в этом направлении. Может быть, так: «Формирование у педагогов ключевых профессиональных компетенций на основе концептуальных положений и требований к образовательной деятельности с воспитанниками, определённых ФГОС ДО». А уже при расшифровке этой задачи (например, при планировании метод. мероприятий) определите несколько компетенций из Проф. стандарта, над которыми будете работать.

    Спасибо Вам. Будем думать.

    Здравствуйте! Распишите пожалуйста подробно какие предметы входят в каждую из пяти областей по фгос.
    Например:
    Художественно — эстетическое развитие: музыка, аппликация, рисование, конструирование, лепка …..
    Спасибо.

    • Яна, уже начала отвечать на Ваш вопрос, но он занимает много места в комментариях. Я через день — два напишу небольшую статейку. Она будет в рубрике «ФГОС дошкольного образования».

    Кто-нибудь пожалуйста, ПОМОГИТЕ!скиньте готовую матрицу ФГОС ДО… для учебы нужно!

    • Анастасия, а что за матрица? Что в ней? Напишите поподробнее, может удастся помочь.

    Добрый день, готовлю годовой план, годовые задачи:
    1.Развитие познавательного интереса (речевой активности) у дошкольников в условиях информационно – развивающего пространства ДОО

    2. Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольников
    по данным задачам нужно написать прогнозируемые результаты, где их можно посмотреть и на какие документы опираться?? спасибо!

    • Ирина, как образец может быть ФГОС (посмотрите формулировки у планируемых результатов), а опираться нужно на педагогическую диагностику, по которой работаете. Если сложно сформулировать фразы, то очень хорошие фразы и словосочетания были в ФГТ (про интегративные качества личности).

  • Здравствуйте! Говорят с начальством не спорят, а как быть с такой темой, которую заведующая написала мне, посоветуйте, пожалуйста.Тема самообразования: «Экскурсий в ДОУ, как форма ознакомления с родным краем, как следствие формирования новой сюжетно -ролевой игры»Экскурсовод в музее», с целью развития связной монологической речи.

    • Виктория, не волнуйтесь, придумаем что-нибудь. Правда, всё соединить в формулировке не удастся (сюжетно-ролевую игру, экскурсии, ознакомление с родным краем и развитие речи). Методически грамотно соединяются только два направления.
      Можно так:
      1. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве (фраза из ФГОС) посредством музейной педагогики.
      2. Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края.
      3. Ознакомление детей дошкольного возраста с природным и социальным миром родного края посредством сюжетно-ролевых игр.
      4. Развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края.
      5. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве ((фраза из ФГОС) посредством экскурсий.
      Если надо, попробуйте сами подкорректировать, взяв начало от одной формулировки, а окончание – от другой.

  • Спасибо! Задачу № 5 можно было бы использовать, как тему. Хочу попросить, чтобы упростили тему самообразования, а сюжетно-ролевую игру взять как результат проектной деятельности, развитие речи как одну из задач. Как вы считаете такой вариант методически грамотно будет использовать?

    • Виктория, правильно думаете, молодец! Считаю, что так будет очень грамотно.

  • Спасибо! А если написать проект и сюжетно — ролевую игру взять как результат проектной деятельности, такой вариант можно использовать. Развитие речи использовать не как цель, а попросить перенести в задачи. Извините за глупость, но пытаюсь выкрутиться из сложившей ситуации.

    • Виктория, Молодец! Очень хорошо! Разбираетесь в тонкостях, как старший воспитатель! Быть Вам методистом (старшим воспитателем)!!! Если Вас назначат на эту должность (в чём я не сомневаюсь), то с Вас шоколадка, так как это я первая предсказала Вам будущее)))

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с технологической картой ООД, требуют конспект аттестационного занятия предоставить в виде технологической карты.

    • Роза, здесь на сайте (в рубрике «Методические подсказки») как раз есть статья про то, что такое технологическая карта. Вот эта статья:
      И в этой статье есть ссылка на хороший практический образец такой карты. Нужно, как обычно прописать задачи, оборудование, материалы ООД. А затем в ТАБЛИЦУ вставить сам ход ООД. Названия столбцов будут такие:
      Этапы; Цель; Содержание; Деятельность педагога; Деятельность детей; Планируемые результаты.

    Анастасия Максименко
    Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС

    Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна.

    Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах

    Предоставляю вашему вниманию презентацию образовательной области «Познавательное развитие » .

    Василий Александрович Сухомлинский писал :

    «Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

    Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей , тем выше гарантии успешности школьного обучения.

    Целью данной области является :

    Формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной

    деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать

    информацию для решения жизненно важных проблем.

    Задачи :

    Формировать сенсорных способностей

    Развивать познавательно -исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

    Формировать элементарных математических представлений

    Формировать целостной картины мира, расширение кругозора детей

    Вся работа строится на следующих принципах :

    Принцип интеграции

    Принцип деятельности и интерактивности

    Принцип научности

    Принцип природосообразности

    Принцип партнерства

    В нашем учебном плане с учетом ФГОС познавательное развитие реализуется в обязательной и вариативной части.

    В обязательной части входят такие виды деятельности как :

    Формирование элементарных математических представлений;

    Приобщение к социокультурным ценностям;

    Ознакомление с миром природы;

    В вариативной части виды деятельности :

    Кружок «Познавай-ка » - (опытно - экспериментальная деятельность) ;

    Кружок «В мире форм и цвета» (сенсорика, конструирование)

    Данные задачи мы реализуем через разные виды деятельности

    Для успешной реализации ФГОС развивающая - предметно пространственная среда должна быть насыщена, трансформируемой, полифункциональной, вариативной доступной и безопасной, что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных центров оснащенных развивающим материалом . Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса .

    На занятиях мы у наших детей развиваем кругозор , любознательность, интерес, умение взаимодействовать друг другом. Педагоги проводят как комплексные, так и интегрированные занятия. В комплексных занятиях воспитатели ставят основную цель - объединенную одной темой и рассматривают в разных видах деятельности, а в интегрированных занятиях - направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

    Вашему вниманию мы предоставляем схему взаимосвязи «Познавательного развития » с другими образовательными областями .

    Благодаря разнообразным игровым упражнениям у детей развивается восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. В своей работе мы используем такие игровые упражнения как : «Шнуровки» , «Подбери по цвету» , «Где овощи, где фрукты» и т. п.

    В нашем детском саду, в каждой возрастной группе, имеются разнообразные дидактические игры по познавательному развитию не только фабричного изготовления, но и руками наших педагогов. С помощью дидактических игр у детей воспитывается сообразительность , находчивость, инициатива, логическое мышление. В своей работе педагоги используют следующие игры : «Сосчитай-ка» , «Лото» , «Волшебный мешочек» , «Мир вокруг нас» , «Математическое лото» и другие.

    В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. В течение года наши дети наблюдают за природными явлениями, за изменениями в живой природе, за окружающим миром, в своей работе мы используем кратковременные и длительные наблюдения, такие как например : при тематическом планирование «Транспорт» с детьми проводится кратковременное наблюдение за транспортом нашего поселка, а длительное наблюдение это «Распускание почек на ветке дерева»

    В нашем детском саду большое внимание уделяем экпериментально – исследовательской деятельности. Нами разработан проект, который включает в себя опыты и эксперименты с живой и не живой природой, мы его реализуем в кружковой работе «Познавай-ка » . Педагоги создают все необходимые условия для практической деятельности в которой ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решения проблемы, увидеть новые возможности в уже в знакомом и найти новый вариант применение имеющихся знаний.

    Экскурсия – особая форма познавательной деятельности детей и взрослых в системе экологического, социального образования и воспитания . Педагоги ставят задачи при организации экскурсии, определяют места и маршруты, подготавливают детей к экскурсии, подбирают оборудования для сбора природного материала, используют разнообразные методы и приёмы на экскурсии, организовывают разнообразную деятельность детей .

    17,18,19 слайд

    Все планируемые виды деятельности отображены в календарно – тематическом плане. Мы вашему вниманию представляем план группы раннего возраста, в котором поставленные задачи выполняются в течение недели и закрепляются на итоговом интегрированном мероприятии и выставке детских работ.

    20,21,22,23 слайд

    В течение года нами проводилась диагностика, нами были подобранны дидактические игры , упражнения, вопросы с учетом возрастных особенностей детей. Оценочную таблицу и критерии мы взяли по методике Натальи Валентиновны Верещагиной. На основании этих оценочных листов, делаем общую сводную таблицу по саду и результат которых мы можем видеть в диаграмме. На основании этой диагностики, можно сделать выводы, что работа по познавательному развитию в детском саду проводится, на должном уровне. Но это не значит, что мы остановимся на достигнутом, мы будем продолжать искать новые интересные формы работы и технологии по познавательному развитию .

    24 слайд Спасибо за внимание!

    Публикации по теме:

    Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Главное из них - дошкольное.

    Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Телемост с профессором Почемучкиным".

    «Осень». Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Цель: продолжать учить детей замечать и назвать сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; развивать умение детей узнавать.

    «Моря Краснодарского края». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект ООД Тема:"Моря Краснодарского края" (подготовительная к школе группа)ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: дать представление о море,.

    Модифицированная игра для педагогов ДОУ «Реализуем задачи образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Цель: выявление уровня когнитивной компетентности педагогов по вопросу организации развивающей предметно – пространственной среды по образовательной.

    ОД по познавательному развитию в первой младшей группе с соответствии с ФГОС «Лесные жители» (ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Цель: Формировать у детей представления.

    Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» /Лепка/ Вторая младшая группа Неделя.

    Перспективно-тематической планирование ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» /Познание природного мира/ Неделя Тема, литература.

    Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

    Перспективный план по осуществлению образовательной области «Познавательное развитие» (часть 2) карточка № 18 Тема: "Стайка снегирей на ветках рябины". Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

    Библиотека изображений:

    Психологи утверждают, что дошкольный возраст сензитивен для познавательного развития. После семи лет мы сколько угодно будем развивать мышление ребёнка, но это будет лишь его тренировка, накопление знаний, так как основные умственные операции уже заложены и развиты. Поэтому познавательное развитие по ФГОС в ДОУ занимает приоритетное место.

    Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы познавательного развития дошкольников.

    Традиционно наш народ с огромным вниманием относился к здоровью, воспитанию и обучению детей. От того, какое образование получат дети, зависит мощь и процветание любого государства. Непрерывность и взаимосвязь всей цепи образования от дошкольного звена до высшего учебного заведения – залог успешного будущего. Важно, чтобы дети, поступающие в первый класс, имели хорошие базовые знания. Получить их они могут в детском саду. Желательно, чтобы все будущие первоклассники прошли детсадовскую подготовку и получили равный старт для школьной жизни.

    С 1 января 2014 года в России принят и введен в действие Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – ФГОС ДО. Он решает множественные задачи обучения и воспитания. Одна из них – познавательное развитие дошкольников. Познавательное развитие начинается с рождения и продолжается всю жизнь. С вопросов «Что такое» и «Кто такой?» - берет начало познание мира.

    Важную роль в познавательном развитии дошкольников играет овладение ими систематизированными знаниями, так как они дают большой эффект в развитии умственной деятельности ребёнка, влияют на развитие способов его познавательной деятельности.

    Ребёнок – это маленький исследователь и экспериментатор. Основные черты детского поведения – это получение новых, интересных для него знаний, любознательность, наблюдательность, самостоятельность.

    Цели и задачи познавательного развития дошкольников по ФГОС

    Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ включает такие задачи:

    • знакомство с окружающим миром. Это космос, Вселенная, живая и неживая природа;
    • воспитание любви к своей Родине. Дети должны знать гимн, герб, флаг и их значение. Иметь представление об истории Отечества, гордиться малой родиной;
    • расширение знаний о себе, о строении тела;
    • воспитание культуры отношений, толерантности .

    Методические приемы в обучении

    При работе с дошкольниками, важно знать, что дети лучше усваивают информацию, если занятия проходят в игровой форме - легко и весело. При подготовке к занятию, необходимо подбирать интересные темы, делать краткие конспекты занятий, мероприятий и игр, стараться использовать различные доступные идеи и материалы из окружающей среды, включая мир животных и цветов, строительных объектов и вещей. Природные элементы и художественные материалы позволяют детям развивать воображение и исследовать природу различных предметов, которые они могут каждый день наблюдать вокруг себя.

    Познание в детском саду следует расширять через следующие основные методы и формы:

    • настольные и дидактические игры;
    • чтение сказок и рассказов;
    • наблюдения;
    • трудовые поручения;
    • сюжетно-ролевые игры;
    • строительные игры;
    • индивидуальная работа;

    От группы к группе усложняются задачи и расширяются используемые приемы. В любом возрасте нужно поддерживать исследовательский интерес и активность ребенка.

    В младших группах дети привыкают к жизни в детском саду. Малышей приучают принимать активное участие на занятиях и в играх. Их познавательное развитие в ДОУ происходит в наблюдениях и организованных играх.

    Познавательное развитие в средней группе

    К началу средней группы малыши становятся более самостоятельными. У детей проходит кризис трех лет. С 3 до 5 лет ребенок развивается во многих аспектах: физически, эмоционально, социально. Однако более всего заметно когнитивное развитие, так как в мозгу ребенка постоянно образуются новые логические связи, а также укрепляются старые. Они начинают играть не рядом, а вместе. Период упрямства сменяется желанием быть хорошим. Дети очень любопытны. В этом возрасте их не зря называют «почемучками».

    Основные познавательные навыки – умение группировать предметы по определенному признаку, наблюдать, предугадывать ход событий, понимать причину и следствие – закладываются именно в этом возрасте, и необходимы для дальнейшего развития. Познавательное развитие в средней группе проходит более насыщенно, чем в младшей. С четырехлетками начинают проводить разнообразные опыты и эксперименты.

    В соответствии с ФГОС ДО, детей продолжают знакомить с окружающим миром:

    • Закрепляются знания об овощах и фруктах . Детей учат выделять признаки, форму, цвет, вкус, поверхность овощей и фруктов.
    • Знакомят с трудом сельских жителей на полях и фермах.
    • Закрепляют знания о диких и домашних животных и птицах, их жилищах и зимовье.
    • В процессе экспериментирования знакомят со свойствами воды, глины, песка, воздуха, ветра, растений.
    • Начинают знакомить с некоторыми профессиями.
    • Учат выделять признаки времен года .
    • Знакомят с жизнью растений .
    • Дети учат правила дорожного движения .
    • Знакомятся с видами транспорта.

    Познавательное развитие в старшей группе

    Познавательное развитие дошкольников по ФГОС на этом этапе предполагает закрепление и расширение знаний:

    • о разных предметах;
    • о временах года , их красоте и неповторимости;
    • о явлениях природы, катаклизмах, стихийных бедствиях;
    • о профилактике болезней, травмах, об оказании первой помощи;
    • о безопасном обращении с бытовой техникой;
    • о поведении на улице, с незнакомцами, в транспорте.

    Воспитатели заинтересовывают детей разными видами занятий. Это и этюды, и игры, и беседы. В мини-этюде ребенок может стать зернышком, которое посадили, поливали, берегли. А потом зернышко превратилось в колосок. Фантазии нет предела! Цель – вызвать желание придумывать у ребенка. Но для этого у него должен быть определенный багаж знаний. Поэтому познавательное развитие в старшей группе переплетается с развитием речи, художественной литературой и ознакомлением с природой.

    Познавательное развитие в подготовительной группе

    Дети подготовительной группы, выпускники – гордость любого детского сада. Сколько труда, любви, терпения и знаний вложили воспитатели в каждого ребенка! На протяжении всего учебного года познавательное развитие в подготовительной группе усложняется и углубляется.

    К окончанию детского сада у детей должно появиться желание учиться в школе и уважение к родному языку:

    • привита культура поведения между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми;
    • дети должны познакомиться с родословной и историей своей семьи;
    • знать народные традиции , игры, обряды, кухню;
    • гордиться своей Родиной.

    Познавательное развитие дошкольника в рамках ФГОС ДО

    Интересные познавательные области по ФГОС в ДОУ

    Явления неживой природы

    Большое внимание для познавательного развития в детском саду необходимо уделять осознанному развитию представлений о явлениях в неживой природе, позволяющие выяснять закономерности и взаимосвязи разнообразных явлений. Не нужно использовать сложные, наукообразные фразы, следует рассказывать на понятном и доступном детям языке.

    • В воде тонет тяжёлый или легкий предметы?
    • Почему магнит магнитит?
    • Что такое и откуда берутся снег и лёд?
    • Что случится, если принести в дом снег, а если унести обратно на улицу?
    • Если земля круглая и вертится, почему мы не падаем и не валимся с неё?

    Эти знания дают возможность сформировать самые элементарные знания детей о составе веществ, о состояниях, в которых они находятся: твёрдый, мягкий, сыпучий, вязкий, плавучий, растворимый, хрупкий. В старшем дошкольном возрасте дети должны получать первоначальные знания о явлениях, происходящих в космосе, о Солнечной системе и о Луне.

    Группирование предметов

    Умение разделять и группировать предметы по определенному признаку – одно из самых важных базовых когнитивных умений. Чтобы научить детей этому, можно использовать разнообразные предметы – игрушки, кухонную утварь, еду – и попросить малышей объяснить, чем они отличаются, а в чем похожи.

    Например, они могут сказать, что и яблоко, и апельсин – фрукты, но яблоко красное, а апельсин – нет. Затем предложите другие признаки для группировки – цвет, размер, назначение.

    Если нет возможности использовать реальные предметы – возьмите изображения, например, специальные карточки или вырежьте картинки из журналов.

    Причинно-следственные связи

    Дети любят игры с водой, но мало кто из них сам замечает, что одни предметы тонут в воде, а другие нет. Младшим воспитанникам обязательно понравится угадывать, какие игрушки и предметы будут держаться на поверхности, а какие утонут.

    Используйте предметы разного размера и веса – зубочистку, камешек, пластиковый стаканчик, кусок бумаги. Обязательно объясняйте детям, почему одни предметы удержались на воде, а другие нет, но прежде позвольте им догадаться о причинах самостоятельно.

    Дети более старшего возраста оценят немного другую игру: покажите, как из глины или фольги (которые обычно тонут) сделать кораблик, который будет держаться на воде. Таким образом они научатся связывать причину и следствие, а этот навык очень пригодится им в дальнейшем.

    Явления живой природы

    Огромное значение для познавательного развития дошкольников имеет знакомство с явлениями живой природы. В процессе ознакомления дошкольников с явлениями живой природы лежат действия ребёнка с настоящими предметами и явлениями. Изучая материальные объекты, их свойства и отношения, ребёнок постоянно взаимодействует с ними. Таким образом, знания о том или ином явлении природы он получит не как готовый факт, а как результат, приобретённый в процессе поисков и размышлений. Изучаемые явления должны не только наблюдаться со стороны, но и подвергаться воздействиям со стороны ребёнка. Ребёнок должен видеть, слышать и видоизменять эти явления, выявляя в них новые свойства и отношения.

    Хорошо, прочно и надолго ребёнок усваивает новые знания, когда он слышит, всё сам видит и сам взаимодействует с изучаемым предметом.

    Следует познакомить детей с лупой, пинцетом и другими инструментами, которые помогут им в наблюдениях за живой природой. В ходе тематических занятий можно обратить их внимание на строение цветов, неоднородную структуру камней, прожилки на листве деревьев . Пусть они попытаются догадаться, для чего предназначены те или иные части растения или части тела насекомых, как они образуются . Удивительно, какие оригинальные предположения они порой сделают.

    Проектно-исследовательская деятельность

    Одним из основных направлений познавательного развития дошкольников является проектная деятельность в детском саду .

    Исследовательский метод – путь к знаниям через самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

    С чего начать? Совместно с детьми надо выбрать тему и составить план работы по проекту. Темы проектов должны соответствовать возрасту детей, быть интересными для них, содержательными, чтобы каждый дошкольник смог найти в заданной теме какой-либо интересующий его аспект. Дети совместно со взрослыми определяют интересы внутри темы, намечают предлагаемые источники информации.

    Тему выбрали? Ставится проблема. В ней отражается недостаток знаний по выбранной теме. В результате дети совместно и самостоятельно будут находить варианты и способы для решения проблемы. При этом применяя уже имеющиеся у них знания, путём проб и ошибок добиваться реального результата.

    Цели и задачи дают представления дошкольникам об итогах выполнения проекта. Цель – это предполагаемый результат. А задача – это определённый по срокам результат. Чем яснее вы ставите перед ребёнком задачи, тем легче ему будет спланировать свою работу по проекту, быстро, качественно её выполнить и оценить успех проекта. Реализовывать детские проекты необходимо через разные виды детской деятельности. Также необходимо учить детей доводить начатый проект до логического конца.

    По окончании проекта у детей появляется радость, гордость за свою работу и полученный результат. Обязательно нужно дать возможность детям предъявить результат окружающим его людям – презентовать проект. Презентацию проекта можно завершить изготовлением поделок, газет, книг или дети могут показать и рассказать о своём продукте деятельности в виде составления рассказов, развлечениях и спектаклях. Чтобы совместная проектная деятельность взрослого и детей была исследовательской – нужно постоянно поддерживать инициативу дошкольников, любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

    Постоянно, как бы играя, нужно вводить воспитанников в различные ситуации, доступные для их понимания. Для того, чтобы метод проектов был успешным необходимо обсуждение поэтапной работы со всеми участниками проекта, подбор необходимого материала и подведение результатов совместной проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность наилучшим образом способствует познавательному развитию дошкольников.

    Если маленький человек получит всестороннее дошкольное образование, не последнюю роль в котором играет познавательное развитие в дошкольном возрасте, то в первом классе он легко справится и с новой обстановкой, и с требованиями, и с нагрузкой. Он будет уверенным в себе, самостоятельным и инициативным. А это много значит для успешной школьной жизни.

    Вебинар "О реализации принципов ФГОС дошкольного образования" - видео

    Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 3 г. Томск Авторы: Алексеева Ольга Викторовна, Гидревич Евгения Викторовна, старшие воспитатели 2014 г.


    Познавательное развитие Познание - это знакомство ребенка с окружающей действительностью, эмоциональное освоение мира. «Познание» согласно ФГТ (2009 г.)это образовательная область направленная на познавательное, интеллектуальное развитие детей; развитие познавательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора. «Познавательное развитие» согласно ФГОС ДО (2013 г.)образовательная область, которая рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А также развитие интеллектуальных качеств дошкольников.


    ФГОС ДО трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: - Развитие любознательности и познавательной мотивации; - Формирование познавательных действий, становление сознания; - Развитие воображения и творческой активности; - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и т. д. - Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. - Таким образом познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.


    I стадия – Любопытство; II стадия – Любознательность; III стадия – Познавательный интерес; IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. По мнению Микериной А.С. аспиранта кафедры дошкольной педагогики и психологии детства Челябинского государственного педагогического университета целесообразно выделить 4 стадии познавательного развития


    Стадии познавательного развития I стадия - Любопытство Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. II стадия - Любознательность Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются деьтские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.


    Стадии познавательного развития III стадия – Познавательный интерес Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования. IV стадия – Познавательная активность, самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 1. Экспериментирование Практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств. Качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. Ребенок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познает мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Примеры экспериментов: «Есть ли у воды вкус?» дайте детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в нее добавлено.) «Куда делись чернила?» В стакан с водой капаем чернила, туда же кладем таблетку активированного угля. Вода светлеет на глазах. (Уголь впитывает молекулы красителя.)


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 2. Организация решения познавательных задач Учебные задачи, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи должны быть вначале простые, содержащие однозвенные связи, затем более сложные, содержащие цепочки знаний. Примеры задач: Неживая природа: Почему качаются ветви деревьев? Почему на земле лужи? Почему снег тает в помещении? Почему весной почва к полудню оттаивает, а к вечеру замерзает? Живая природа: Могут ли растения расти без света(влаги, тепла)? Почему рыба плавает? Почему осенью меняется цвет шерсти у зайца? Зачем черепахе панцирь? После принятия детьми задачи под руководством воспитателя осуществляется ее анализ. Дети выдвигают идеи.Если идей нет. Их должен выдвинуть педагог.


    Методы познавательного развития детей дошкольного возраста: 3. Проектная деятельность Обеспечивает развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструктировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Дети проводят эксперименты, ставят опыты, делают выводы, оформляют результаты исследования. Примеры проектной деятельности: клуб любителей книги «Волшебная страна», «Подвлдный мир», «Времена года» и др.


    Формы работы по познавательной деятельности с детьми начиная с 1 мл.гр. и до подгот. гр: - Наблюдения - Исследования и экспериментирование - Предметно-манипулятивная игра - Встречи с природой - Рассказы взрослых - Беседы педагога с детьми - Познавательные рассказы педагога - Чтение познавательной литературы - Разбор проблемных ситуаций и их решение - Разгадывание загадок - Просмотр телефильмов и телепередач познавательного характера - Информационные занятия - Познавательные практикумы - Игровые мероприятия - Самостоятельная поисковая деятельность вне занятий


    Литература: - Авторская разработка автора Ольги Шитиковой, Международный образовательный портал «MAAM» - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в свете выхода ФГОС дошкольного образования» (А.С. Микерина). Журнал «Начальная школа плюс До и После» 12, 2013.


    Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

    Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

    Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

    Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

    В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

    Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

    4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

    5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

    Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

    Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

    Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

    Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

    Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

    1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

    2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

    3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

    Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

    Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

    В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

    Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

    Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

    На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

    Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

    Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

    Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

    Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

    У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

    В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

    Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

      на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

    Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

    Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

    В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

    Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

    Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

    В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

    Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

    В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

    Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

    Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

    В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

    Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

    Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

    Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

      ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

      ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

    Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

      Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

      В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

      Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

      Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

      Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

      Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

    Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

    У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

    Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

    Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

    Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

    Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

    Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

    Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

    Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

    К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

    Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

    В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

    Просмотров