Рабочая программа по по ритмической пластике для дошкольников «Ритмическая мозаика. Ритмическая мозаика Программа ритмическая мозаика для дошкольников

Исполнитель: Буренина А. И.
Альбом: Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Год выпуска: 2009
Жанр: Детская

О музыке: Учебное пособие по музыкально-ритмическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый материал может найти широкое применение в практике работы различных образовательных учреждений: как массовых детских садов и школ, так и коррекционных учреждений. Это программа по ритмической пластике для детей от 3 до 9 лет. Привлекательность данной программы в том, что она доступна для освоения детьми разного возраста. Система работы по ней очень удобна, а занятия способствуют укреплению физического и психического здоровья детей.

Знаете ли вы

Издательство: СПб.: ЛОИРО
Буренина Анна Иосифовна,

Заведующая кафедрой психологии и педагогики детства Ленинградского областного института развития образования,
кандидат педагогических наук,
доцент.

Имеет 20-летний опыт работы музыкальным руководителем в детских садах и специализированном детском доме, а также многолетний опыт преподавания теории и методики музыкального воспитания в системе ПК и высшей школе. С 1991 года постоянно работает в ЛОИРО, Результатом ее творческого поиска явилась разработка оригинальной методики музыкально-ритмического воспитания детей, а также создание разнообразного репертуара (более 100 пластических миниатюр), который лег в основу программ «Ритмическая мозаика» и «Топ, хлоп малыш», рекомендованные МО РФ.

В программах раскрывается технология, в основе которой - музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого. К программе прилагаются методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей - от подражания к самостоятельности и к творчеству. Особое внимание уделено реализации важнейших дидактических задач развития детей в процессе освоения и исполнения коммуникативных танцев-игр: социально-эмоциональное воспитание ребенка, формирование двигательных навыков, умений ориентироваться в пространстве, а также развитие музыкальности и важнейших личностных качеств.

С 2000 года Анна Иосифовна Буренина является главным редактором нового журнала для педагогов-музыкантов – «Музыкальная палитра».

Нажмите чтобы закрыть спойлер: Знаете ли вы

Список песен

Диск 1:
01. Весёлые путешественники
02. Рыбачек
03. Чебурашка
04. Плющевый медвежонок
05. Куклы-Неваляшки
06. Разноцветная игра
07. Кузнечик
08. Белочка
09. Едем к бабушке в деревню
10. Лошадки
11. Поросята
12. Птички и ворона
13. Маленький танец
14. Белые кораблики
15. Марш
16. Цыплята
17. Чунга-чанга
18. Красная шапочка
19. игра «Козочка и волк»
20. Кот Леопольд
21. Три поросенка
22. Антошка
23. Вместе весело шагать
24. Мячик
25. Курляндия
26. Танец кукол и мишки
27. Полька (Кремена)

Диск 2:
01. Танцуйте сидя
02. Кошка и девочка
03. Весёлая пастушка
04. Всё мы делим пополам
05. Танец-игра «Найди себе пару»
06. Волшебный цветок
07. Упражнение с цветами
08. Песенка о лете
09. Упражнение с осенними листьями
10. Танец зонтиками
11. Осенний парк
12. Кукла
13. Кукла (исп.М.Родович)
14. Птичка польку танцевала
15. Игра с мячом
16. Пляска-игра с крокодилом Геной
17. Танец солдатиков и куколок
18. Карнавальное шествие
19. Танец колокольчиков
20. Какадурчик
21. Полонез
22. Старинная полька
23. Менуэт
24. Танец придворных
25. Танец мотыльков

Диск 3:
01. Танец Цветов и Бабочек
02. Лирический танец Танец месяц
03. Танец Снежинок и вьюги
04. Танец Троллей
05. Аквариум. Танец тройками. (См.
06. Дети и природа
07. Танец Богатырей
08. Домисолька
09. Парный танец (финская полька)
10. Полкис
11. Турецкий марш
12. Сиртаки
13. Кошки-Мышки
14. Два Барана
15. Упражнение с обручами (Француз
16. Пластический этюд с обручами
17. Озорники
18. Маляры
19. Птичий двор

Диск 4:
01. Аэробика
02. Воздушная кукуруза
03. Кавалеристы
04. Свежий ветер
05. Танец моряков
06. Красный сарафан
07. Светит месяц
08. Калинка
09. Цыганские напевы
10. «Дорогой длинной»
11. Под музыку Вивальди
12. Голубая вода
13. Жаворонок
14. Цирковые лошадки. (Утро)
15. «Осенний марафон»
16. Цыганочка

Анна Умнова
Программа кружка «Ритмическая мозаика»

МБДОУ детский сад №1 «Улыбка»

Пояснительная записка

Актуальность : Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа , основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей , либо двигательных навыков, ар-тистичности.

Основная направленность предлагаемой программы "Ритмическая мозаика "- психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента.

Проблема : Неловкие и заторможенные дети в музыкальном и двигательном отношении, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в себе и своих силах путем подбора для них индивидуального материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка. Недостаток внимания, воли, всех видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, мышления, речи - в умении выразить свое восприятие в движениях, а также в рисунках и в словесном указании.

Цель : развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Задачи :

Укреплять психическое и физическое здоровье средствами ритмики в условиях дошкольного обучения;

Формировать правильную осанку, походку;

Снижать психологическое напряжение средствами релаксации под музыку;

Развивать способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений;

Учить импровизировать под незнакомую музыку;

Формировать адекватную оценку и самооценку в процессе движения;

Поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой;

Развивать художественно-творческие способности.

Форма организации : Ритмические композиции (занятия по подгруппам) .

Количество занятий : 1 раз в неделю (среда, пятница)

Место проведения : Спортивный зал

Срок реализации : 1 год

Форма подведения итогов : отчет, фотоматериал, участие в праздниках ДОУ.

Используемая литература :

Буренина А. И. «Ритмическая мозаика : (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)»

№ п/п Тема Задачи Сроки Лит-ра

1. «Веселые путешественники» Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой. 13, 20 сентября Буренина А. И. «Ритмическая мозаика » с. 43

2. «Рыбачек»

Развитие координации, точности движений, выразительности пластики, умения вслушиваться в слова и музыку, точно передавая все нюансы песенки в движениях. 27 сентября, 4 октября

3. «Чебурашка» Развитие выразительности пластики, точности и ловкости движений, музыкального слуха. 18 октября

4. «Плюшевый медвежонок» Развитие чувства ритма , выразительности движений, воображения. 1 ноября

5. «Куклы –неваляшки» Развитие чувства ритма , выразительности, точности и координации движений. 15 ноября

6. «Разноцветная игра» Развитие музыкального слуха, быстроты реакции, памяти, выразительности движений; закрепление образной композиции, становится парами, свободно располагаясь в зале. 6 декабря

7. «Кузнечик» ритма , образного восприятия музыки. 27 декабря

8. «Белочка» Развитие мягкости, плавности рук, формирование навыка пружинить ногами во время маховых движений руками : развитие музыкального слуха. 24 января

9. «Едем к бабушке в деревню» Развитие точности и ловкости движений, формирование навыка пружинящей ходьбы, умения координировать движения с музыкой, воспитание творческого воображения. Закрепление навыка в свободном расположении композиции- врассыпную. 7 февраля

10. Игра «Птички и Ворона» Развитие музыкальности, выразительности движений, способности к импровизации, воображения и фантазии. 28 февраля

11. «Лошадки» Развитие чувства ритма (вкруг-врассыпную) 14 марта

12. «Поросята» Развитие чувства ритма , координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в пространстве (в круг -врассыпную) 4 апреля

13. «Маленький танец» Развитие чувства ритма , координации движений, чувства равновесия, выразительности пластики, умения перестраиваться в пространстве (в круг -врассыпную) Закрепление навыка в свободном расположении в зале, принимать исходное правильное положение. 18 апреля

14. «Белые кораблики» Развитие мягкости, плавности движений рук, музыкальности и выразительности движений. 1 мая

15. «Марш» Развитие координации движений рук и ног в процессе ходьбы, развитие ритмического слуха (чувства сильной доли, ловкости и точности движений. 22 мая

16. «Цыплята» Развитие музыкальности, умения координировать движения с музыкой. 13 июня

17. «Чунга-чанга» Развитие точности, ловкости, координации движений, быстроты реакции, чувcтва ритма , способности к импровизации. 27 июня

18. «Красная шапочка» Развитие координации движений, чувства ритма , умения переносить вес тела с ноги на ногу, творческого воображения, внимания и памяти, быстроты реакции. 18 июля

19. Игра «Козочки и волк» Развитие творческого воображения, музыкального слуха, выразительности движений. Закрепление навыка двигаться в такт музыке, исходного положения рук и ног 8 Августа

Утверждаю заведующий МДОУ

«Детский сад комбинированного вида №222»

И.А.Чернова

Рабочая программа

по ритмической пластике

дошкольников

«Ритмическая мозаика»

Выполнила: Е.И Ещеркина

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.

В. Сухомлинский

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей с учетом ФГТ.

Кружок дополнительного образования «Озорной каблучок» работает по А.И.Бурениной « Ритмическая мозаика» программе по ритмической пластике для детей 3–7 лет, издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС. Программа направлена на целостное развитие личности детей от 3-х до 7-и лет. Новая редакция разработана в контексте ФГОС, включает все необходимые разделы: содержание психолого-педагогической работы с детьми на основе музыкально-ритмической деятельности, рекомендации к организации педагогического процесса, планированию работы и проведению мониторинга.

Возраст детей и срок реализации программы.

Курс программы рассчитан на 1 год - проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 36 занятий в год).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Форма работы:

Групповая, работа с подгруппой/ индивидуально.

В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

    принцип развивающего образования , целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятель­ность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

    сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;

    соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

    единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

    принципы гуманизации , дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.

Отражение принципа гуманизации в образовательной программе означает:

    признание уникальности и неповторимости личности каждого ребенка;

    признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребенка;

    уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса.

    Дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.

    Принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия. При подборе тех или иных упражнений следует не только учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к качественным показателям движений. Это необходимо для того, чтобы постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

    Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей.

    При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

    Принцип оздоровительной направленности , обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

    Принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

Цель:

развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.

Приоритетные задачи:

развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки.

Основные задачи:

I. Развитие музыкальности:

    воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

    обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музы­кальными сочинениями;

    развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, пере­давая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп - разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм.

    развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец); песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, и выражать это в соответствующих движениях.

    Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя пе­речисленные ниже виды движений.

Основные:

ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;

бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высо­кий, широкий, острый, пружинящий бег;

прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;

общеразвивающие упражнения

на различные группы мышц и различный ха­рактер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкос­ти движений, координации рук и ног;

имитационные движения

различные образно-игровые движения, раскрыва­ющие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настрое­ний, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - " в воде", "в воздухе" и т.д.);

плясовые движения

элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асим­метрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные дви­жения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, пере­менный шаг, шаг с притопом и др.

Ш. Развитие творческих способностей:

    развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

    формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно созда­вая пластический образ;

    развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные дви­жения для выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать оценку другим детям.

IV. Развитие и тренировка психических процессов:

    тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов - умение изме­нять движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музы­кального произведения - по фразам;

    развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления - на основе ус­ложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звуча­ния музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);

    развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения,

V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

    воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и живот­ным, игровым персонажам;

    воспитание потребности научить младших детей тем упражнениям, которые уже освоены; умение проводить совместные игры-занятия с младшими детьми;

    воспитание чувства такта, умения вести себя в группе во время занятий;

    воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми, выполнять все правила без подсказки взрослых.

Татьяна Борисова
Статья «Ритмическая мозаика»

«Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

что есть в жизни – это свободное движение под музыку.

И научиться этому можно у ребенка».

И. А. Буренина.

Где – же, как не в детском саду, имеются все возможности почувствовать себя маленьким артистом, певцом, танцором. И, даже если у тебя не все получается, твои родители, воспитатели радуются твоим успехам и аплодируют по – настоящему. Я даю детям такую возможность, проводя занятия ритмикой. Недаром она называется «Ритмическая мозаика», ведь здесь перекликаются между собой и спортивные упражнения, и танцевальные элементы, и просто веселые музыкальные игры. «А мы на ритмику сегодня пойдем?» - я слышу этот вопрос от детей, как только наступает утро в детском саду.

Ритмическая гимнастика для детей является увлекательным и забавным занятием спортом, которое дети воспринимают как некую очень интересную игру. Физические нагрузки, проводимые мною во время ритмики, значительно интереснее, нежели обычные классические физкультурные упражнения, а также намного эффективнее. Детская ритмическая гимнастика является самым настоящим спасением для тех родителей, которых заботит не только то время, которое их ребенок тратит на физические нагрузки, но так же и эффективность для здоровья ребенка этих самых нагрузок.

Ни для кого не секрет, что в наше время дети ведут малоактивный образ жизни. Молодое поколение, которое проводит много времени за телевизором или компьютером, является подавляющим большинством среди всех детей.

Как показывает практика, дети, ведущие малоактивный образ жизни, спустя несколько лет начинают страдать всевозможными патологиями нервной и двигательной системы.

Благодаря регулярным и корректно поставленным занятиям детской ритмической гимнастикой, не только значительно улучшается активность детей, но также и подвергаются оздоровлению все самые важные функции молодого организма.

Кроме этого огромная польза ритмики для детей заключается в том, что во время занятий улучшается работа суставов, укрепляется дыхательная система, задействуются различные мышцы в организме, и многие другие органы и системы. Все это приводит к повышению иммунитета ребенка в целом, а также правильному формированию, развитию и последующему совершенствованию всех частей тела.

Также следует отметить, что те дети, которые принимали непосредственное участие в занятиях по ритмической гимнастики, имеют весьма прочную костную структуру, у них более развита координация движений, если сравнить их с ребятами, растущими при малоподвижном образе жизни. Следует отметить и психологический фактор, ведь дети, которым вовремя привили любовь к занятиям спортом, вырастают жизнерадостными и очень активными.

На занятиях кружка «Ритмическая мозаика» я применяю систему разнообразных средств воздействия на организм ребенка. Это игровые упражнения, к которым относятся:

Ходьба и маршировка в различных направлениях;

Упражнения, регулирующие мышечный тонус и развивающие основные психомоторные качества;

Ритмические упражнения, способствующие формированию ритмической способности;

Упражнения на развитие дыхания;

Упражнения на развитие ориентировки в пространстве;

Игры и игровые упражнения без музыкального и с музыкальным сопровождением;

Все занятия проходят в интересной для детей форме – игровой. Предлагаю несколько упражнений, используемых мной на занятиях, для развития ритмической способности:

Автобусы

Цель: Учить детей соблюдать и выделять паузы, закреплять умение двигаться под музыку в соответствии с ее темпом.

Оборудование: Пластмассовые рули по количеству детей, фонограмма «Дождик» Т. Ломова.

Описание: Первый вариант. Педагог выполняет роль водителя автобуса, у него в руках руль, дети – пассажиры, стоят друг за другом. «Автобус» двигается под музыку, внезапно музыка обрывается, и он делает «остановку», при этом все дети приседают и разводят руки в стороны (открываются двери). С началом музыки движение возобновляется.

Второй вариант. Каждый ребенок изображает автобус. Дети произвольно занимают всю площадь зала. Принцип игры – тот же.

Усложнение: Длительность пауз и музыкальных отрезков должна быть различной, чтобы не допустить привыкания. Детям можно предложить одновременно с приседанием и разведением рук в стороны при остановке произносить звук «С».

Карусели

Цель: Учить соотносить темп речи и движений, темп речи и движений с темпом музыки.

Оборудование: Длинный шнур, фонограмма «Лошадки в конюшне» М. Раухвергер.

Описание: Первый вариант. Дети образуют круг и, держась одной рукой за шнур, концы которого связаны, начинают движения в соответствие с текстом стихотворения:

Еле, еле, еле, еле ходьба по кругу в медленном темпе

Завертелись карусели ходьба по кругу в умеренном темпе

А потом кругом, кругом ходьба по кругу в быстром темпе

Все бегом, бегом, бегом бег по кругу

Второй вариант. Принцип игры остается прежним, но в качестве регулятора темпа выступает музыка.

Усложнение: После того, как дети пробегут 2 – 3 раза по кругу, педагог меняет направление движения, говорит «Поворот». Играющие должны повернуться, быстро перехватив шнур рукой, и бежать в другую сторону.

Сигнальщики

Цель: Учить детей выполнять движения в соответствие с музыкально-ритмическим рисунком мелодии.

Оборудование: Сигнальные флажки по 2 на каждого ребенка, фонограмма – французская народная мелодия в обработке В. Витлина.

Описание: Дети стоят в шеренге лицом к педагогу, подражая ему, выполняют движения руками: поочередное отведение рук в стороны передает значение «длинных» звуков, резкий подъем рук вверх – «коротких» звуков.

Более сложным заданием для детей будет двигательное моделирование ритмических рисунков детских стихотворений и попевок. Например, в попевке «Андрей – воробей» им можно предложить на четвертные ноты делать неглубокие приседания, а на восьмые – хлопок в ладоши. Основное внимание при выполнении заданий, подобных этому, следует уделять точности совпадения передаваемого движением ритмического рисунка с музыкальным ритмом.

Но хочется еще заметить, что эти занятия дают пользу не только детям, но и мне самой. Веселая, зажигательная музыка, быстрый темп, и, конечно, озорные огоньки в глазах детей, дают заряд бодрости на целый день.

Борисова Татьяна Александровна

Воспитатель МАДОУ "Детский сад «Колокольчик»

город Малая Вишера, Новгородская область

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Ритмическая гимнастика для дошколят» Ритмическая гимнастика для дошколят

Музыкально-ритмическая композиция «Светофор» Музыкально-ритмическая композиция «Светофор». (для детей старшего дошкольного возраста) Музыка: Песня про ПДД,«Светофор».(Автор текста.

Перспективное планирование занятий хореографией по программе А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» ВНИМАНИЕ! ТЕКСТ РАЗРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕН В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ (СЮДА НЕ ВСТАВЛЯЕТСЯ). ПРОСЬБА СМОТРЕТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ. Средняя группа Период Программное.

Ритмическая гимнастика для детей старшей группы «Спорт» Ритмическая гимнастика «Спорт» (муз. Рикки Мартин "Гоу.) 1. И. п. – ноги вместе, руки на поясе. 1- наклон головы к правому плечу. 2 –и. п.

Технология развития танцевального творчества дошкольников.

(А.И. Буренина «Ритмическая мозаика»)

Данная технология, в основе имеет – музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 7 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

Актуальность технологии. Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. Меньше проблем будет у наших детей с развитием речи, внимания, мышления, формированием красивой осанки... А приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально- телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребенку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т.д

Цель использования технологии : развивать танцевальное творчество дошкольников средствами музыкально-двигательной выразительности.

Задачи обучения и воспитания детей:

  1. Развитие музыкальности:

Развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма; развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков; развитие музыкальной памяти.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

Развитие ловкости, точности, координации движений;

Развитие гибкости и пластичности;

Воспитание выносливости, развитие силы;

Формирование правильной осанки, красивой походки;

Развитие умения ориентироваться в пространстве;

Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

Развитие творческого воображения и фантазии;

Развитие способности к импровизации;

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

Развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике и пантомимике; развития восприятия, внимания, воли, памяти, мышления. 5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

Воспитание умения сопереживать другим людям и животным;

Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Педагогическая целесообразность использования технологии – в доступности реализации содержания и освоении программного материала детьми разного возраста (и с различными способностями), а также в гибкости и универсальности самой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа.

Для успешного решения задач в процессе обучения, используются следующие принципы обучения :

Принцип доступности – соответствие возрастных возможностей степени сложности заданий;

Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей воспитанников;

Принцип постепенного повышения требований – постепенное увеличение сложности, объема, интенсивности нагрузок;

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий;

Принцип сознательности и активности – заинтересованное отношение обучающихся к обучению.

Используя музыкально- ритмические композиции, педагоги могут конструировать различные формы работы с детьми (занятия, программы утренников и развлечений, комплексы общеразвивающих упражнений и т.д). Благодаря разнообразной тематике предложенный музыкально – ритмический репертуар сочетается с другими видами художественно – творческой деятельности (театральной, изобразительной и др.).

Отличительные особенности технологии :

1. Ориентация не только на развитие детей, но и на совершенствование профессионализма самого педагога в области ритмопластических движений, выявление индивидуального стиля деятельности и в связи с этим коррекция содержания работы «на себя во взаимодействии с детьми».

2. Использование в качестве музыкального сопровождения целостных произведений, а не отрывков по 8,16 тактов, как принято в традиционных музыкально-ритмических упражнениях. Идя от простого к сложному, то детских песен к симфоническим произведениям композиторов -классиков, ребенок постепенно приобщается к миру прекрасного, обыгрывая своим телом сложный мир чувств и образов.

3. Акцентирование внимания педагогов не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе внутренних (сенсорных, мыслительных, эмоциональных) процессов и их подвижность.

Просмотров