Аргументы по направлению «Отцы и дети». Аргументы к сочинению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети Литературные аргументы романа тургенева отцы и дети

Текст из ЕГЭ

(1)В редакцию журнала пришло интересное письмо. (2)Автор -семидесятидвухлетиий москвич — пишет: «Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. (З)Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне «дед» я порой чувствую привязанность… (4)Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими «прикидами» и «приколами», его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — всё это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье… (5)Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? (6)Кто сделал их такими?». (7)Спорить с автором письма не приходится. (8)То, о чём он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. (9)Единственное, с чем нельзя безоговорочно согласиться, — это с вопросом «Кто сделал их такими?». (10)Мы так привыкли во всём искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. (11)Конечно, куда проще сказать, что во всём виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках. (12)А пропасть эта, между прочим, была всегда. (13)Об этом сто сорок лет тому назад И.С. Тургенев написал свой знаменитый роман «Отцы и дети». (14)Да что Тургенев! (15)В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится. (16)Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. (17)Изучал влияние убыстрившегося хода истории во второй половине XX века психологи даже ввели термин «шок будущего». (18)Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестаёт поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях. (19)Что же говорить о нас когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории -мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация политический строй, исчезла привычная страна. (20)Это не просто шок будущего, это супершок. (21)Приходится только удивляться душевно? стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческими цунами. (22)Так стоит ли искать виновных в том, что дети и внуки не похож на нас? (23)Просто они живут в другое время, в другую эпоху. (24)А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. (25)Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся. (26)Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас. (27)Прежде всего нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы друг друга, какими бы чуждыми они нам ни казались. (28)И это разумеется, трудно, но необходим.

(По Е. Кореневской)

Вступление

На протяжении многих веков людей творческих волнует проблема взаимоотношения поколений. Этой теме посвящено множество литературных произведений, фильмов и театральных постановок. Да и в реальной жизни сложно найти человека, ни разу не сталкивавшегося с непониманием или неодобрением старших.

Проблема

Е. Керенеевская заявляет проблему «отцов» и «детей», размышляя над письмом семидесятилетнего мужчины, возмущенного непохожестью на него внука-подростка.

Комментарий

В письме пожилого человека отчетливо звучит вопрос: почему молодое поколение так отличается от старшего? Он выражает беспокойство по поводу внешнего вида четырнадцатилетнего внука, его речи, пестрящей молодежным сленгом. Других претензий у дедушки нет – мальчик показывает себя хорошо в учебе и помогает матери по хозяйству.

В конце письма звучит просьба найти ответ на вопрос: «Кто сделал их такими?». Возможно, виновато телевидение, зарубежные фильмы, современное образование, политика правительства. Но ведь над этой проблемой задумывались люди и в былые времена, особенно на пороге величайших перемен в обществе.

Авторская позиция

Е. Керенеевская убеждена, что для примирения «отцам» и «детям» следует быть более терпимыми друг к другу, проявлять уважение к интересам близких. Тогда возможно будет наладить продуктивное общение.

Своя позиция

С автором нельзя не согласиться. Если бы мы были толерантнее к консерватизму старших, а они не так поражались всем «странностям» молодежи, жизнь для многих стала бы проще. В конце концов, не так уж мы различны.

Аргумент №1

Об этом пишет И.С. Тургенев, величайший русский классик 19 века, в своем романе «Отцы и дети». Автор рассматривает столкновение двух поколений, двух противоположных по взглядам миров – мир дворян-аристократов, либералов Кирсановых и мир революционеров-разночинцев Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова.

С самого начала романа конфликт между «отцами» и «детьми» плавно нарастает, доходя до кульминации в сцене дуэли Павла Петровича и нигилиста Базарова. Но уже во второй половине произведения мы видим, как правила родителей становятся близки Аркадию, как принимает многое из того, что ранее отрицал, Евгений.

В результате, Аркадий становится примерным семьянином, живет дружно и с отцом, и с дядей. А Базаров, чуждый простому человеческому счастью, умирает в одиночестве. Возможно, меньшее следование идеям нигилизма позволили бы Евгению лучше понять стариков Кирсановых и собственных родителей. Может и жизнь его сложилась бы менее трагично.

Аргумент №2

Вспоминается еще одно произведение, где проблема неприятия поколений друг другом привела к гибели главной героини. Это пьеса «Гроза» А.Н. Островского.

Кабанова – мать большого семейства, очень властная и требовательная женщина, заставляла своих детей и их семьи жить по тем правилам, которые ей подсказывал домострой. Она не допускала ни малейшего отступления от сложившегося у нее в голове сценария, унижала и оскорбляла всех своих домочадцев, чтобы содержать их в постоянном страхе.

Не выдержав столь гнетущей атмосферы, Катерина, привыкшая к открытому проявлению чувств и всем сердцем мечтающая о свободе, сначала изменяет мужу, а затем и вовсе бросается в Волгу, покончив жизнь самоубийством. Тихон, узнав о ее смерти, обвиняет в произошедшем свою мать.

Разобщенность героев, приведшая к трагедии, вызвана неумением людей мириться со слабостями других, с особенностями их мировосприятия. Будь купчиха Кабанова немного умнее, она не осталась бы одна на старости лет, а обрела бы большую и дружную семью.

Заключение

Непонимание между родителями и детьми – это закономерность, диктуемая ходом времени. Чтобы избежать излишних неприятностей, нужно быть более чуткими друг к другу, стараться понимать и уважать интересы и ценности каждого, насколько бы странными они нам не казались.

Аргументы по проблеме ОТЦЫ И ДЕТИ:

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

В произведении ярко показана проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы и «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты придерживаются одних и тех же взглядов нигилистов, которые отрицают общепринятые ценности. Старшее поколение остаются верным общепринятым нравам. Конфликт доходит до ожесточенных споров и завершается дуэлью Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. Со временем Аркадий осознает, что его мировоззренте не совпадают с нигилистическим учением Базарова и отказывается от них, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

Остапу и Андрею отец старается дать хорошее образование и готовит их настоящими запорожскими казаками, защищающими свою страну. Андрей не оправдывает надежд на него возложенных и, влюбившись в полячку, предает Родину. Невзирая на отцовскую любовь, Тарас Бульба не может простить сына и убивает его. Тарас гордиться своим старшим сыном Остапом, самоотверженно сражающимся в бою с поляками.

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Андрей Петрович Гринев, отправляя в Оренбург на службу сына Петра, дает правильное напутствие 17-летнему юноше: «Береги платье снову, а честь смолоду». Для молодого человека слова отца главный и важнейший жизненный и нравственный ориентир. В самых тяжелых условиях, грозящих ему смертью ситуациях, сын сохраняет свою честь. Петру очень важно не предать отца и Родину. Это яркий пример воспитания, когда ребенку наставление родителя помогают освоить настоящие нравственные ценности.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которая совершила безнравственный поступок, сбежав из родительского дома с гусаром Минским. Старик пошел за дочерью пешком в Петербург, чтобы разыскать ее. В один прекрасный момент ему удалось увидеть Дуню, но встреча его сильно огорчила. Богато разодетая девушка, взглянув на отца, упала в обморок, а Минский прогнал старика. После возвращения домой, старик от тоски быстро умер. Спустя время рассказчик узнал, что приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.

Н. В. Гоголь «Мертвые души»

Совет «копить копейку» Чичиков пронес через всю жизнь. Он больше всего на свете боялся остаться без денег или без покровительства богатых людей со временем страх превращается в манию. Пороки – ложь, лицемерие и обман становятся ключами, открывающими двери к богатству. В школе Чичиков понял, что люди любят услужливых, как можно сначала заслужить доверие, а потом в самый не подходящий момент предать. Товарищ называл его «христопродавец», потому что герой может продать все за определенную цену. Пагубное влияние отца и бедность сделали Чичикова таким, как описан он в произведении «Мертвые души». Здесь прослеживается неявный конфликт, отвечающий на вопрос, почему герой стал таким человеком. Чичиков просто все время пытается доказать отцу, что превзошел его.

К. Г. Паустовский. «Телеграмма»

Катерина Петровна очень любила свою дочь Настю, которая работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не находила времени, чтобы приехать и проведать мать в село Заборье. Даже письмо женщины о том, что она в последнее время совсем плоха и не доживет до весны, героиня не восприняла с должным вниманием и предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на него. Только телеграмма с сообщением, что мать умирает, заставляет Настю задуматься о том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит. Девушка едет в Заборье, живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела, сознавая вину перед самым дорогим для неё человеком.

И. А. Гончаров «Обломов»

В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов повторил в точности судьбу предков — неспешную, однообразную, невзирая на обстоятельства и на время, которые не располагали для такой жизни. Лень и боязнь перемен, появились по причине неправильного воспитания и влияют на всю его дальнейшую жизнь. Именно из-за них герой потерял свою возлюбленную. Противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц, воспитанный в трудолюбивой, образованной семье, вследствие этого вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества. Поколение «отцов» обрекло «детей» на праздное и бессмысленное существование в мире.

Русский классик И. С. Тургенев уже в названии романа ставит перед читателем суть конфликта. Аркадий Кирсанов и - это представители “нового” и молодого поколения, они отличались революционными убеждениями, хотели сломать вокруг себя все старое. По другую сторону находился мир либералов и старшего поколения: Павла Петровича и Николая Петровича Кирсанова. В самом начале романа мы видим яростную схватку между поколениями. Нигилистические убеждения Евгения Базарова сильно влияют на друга Аркадия, тем самым уводя все дальше и дальше от семейных ценностей и традиций. Николай Петрович, отец Аркадия, довольно снисходительно смотрит на поступки сына, чего не скажешь о его брате Павле Петровиче. Павел Петрович не может допустить мысли о другом видении мира и активно отстаивает свою позицию. Этот конфликт приводит к дуэли между Павлом Петровичем и Евгением Базаровым. Аркадий Кирсанов ко второй половине романа, наоборот, осознает, что без прошлого не может быть будущего. Он начинает принимать советы взрослых, даже следовать им.
Важно! Аркадий в итоге остается внутри семьи, поддерживает старые традиции и потихоньку внедряет свое видение, он счастливый человек. Евгений Базаров, наоборот, остается один, как в принципе он и хотел “уничтожить все вокруг и построить новый мир”, но в одиночку это у него не получилось.

Взаимоотношения поколений в пьесе “Горе от ума” А. С. Грибоедова

А. С. Грибоедов в своей пьесе говорит уже о другом противостоянии “отцов и детей”. В произведении иной конфликт: влияние старшего поколения на убеждения детей младшего поколения. Противопоставление идет между Софьей Фамусовой и . Оба героя - хорошие дети своих родителей, однако, влияние старшего поколения разное.

Фамусовы - семья высшего сословия, они презирают всех, кто ниже их по статусу. Отец Софьи все время говорит о том, что тот, кто беден, тот ей не пара. Фамусовское общество нацелено только на пустое времяпрепровождение: обеды, ужины и сплетни. София Фамусова под влиянием этого общества копирует некоторые черты своего старшего поколения. Именно она распускает слух о невменяемости Чацкого. Софья пытается следовать правилам отца, но она влюбляется в слугу Молчалина. Молчалин, как и Софья, действует по наставлению своего отца. Постулаты семьи Молчалиных: угождать всем и не говорить лишнего слова. Сын отлично практикует эти правила, тем самым добиваясь карьерного роста и обогащения. Но это приводит к тому, что Молчалин становится заложником своего безмолвия, он не может выразить своего мнения и унижается перед другими людьми.
Важно! Иная и развязка этого конфликта: оба героя - и Софья, и Молчалин, слепо следовали советам своих отцов, но при этом они не оказались счастливыми людьми.

“Гроза” пьеса А. Н. Островского

В “Грозе” А. Н. Островского спор между поколениями выражен в столкновениях Кабанихи и Дикоя, представителями “старшего” поколения, и Катерины с Борисом. Кабаниха является матерью двух детей: слабовольного Тихона и беспринципной Варвары. Оба получили воспитание, которое сопровождалось тотальным контролем. Тихон при этом стал “маменькиным сынком”, а Варвара унаследовала от матери лживость и равнодушие к окружающим.

В противопоставление ставятся нравственная и добрая Катерина, которая получила от родителей любовь, заботу и ласку. Она вышла замуж за Тихона и попала под гнет свекрови. Катерина не может выдержать эти издевательства, и находит утешение в племяннике Дикого, Бориса. Борис, в свою очередь, зависит от дядьки, и не может ослушаться его, тем самым отвергает любовь молодой Катерины Кабановой.
Важно! Итогом двух конфликтов явилась смерть Катерины, которая не смогла приспособится и принять правила семьи мужа.

Проблема связи поколений в романе “Капитанская дочка” А. С. Пушкина

Петр Гринев - главный герой романа, является представителем молодого поколения, который зависит от старшего поколения. Тут выявлен не конфликт, а, наоборот, преемственность поколений. Петруша живет по закону отца “береги честь смолоду”, и все действия сравнивает с этим выражением. Честь для него - главное, это помогает ему выжить при встрече с Пугачевым.

Влияние матери Петра также сказалось на воспитании сына. Ее романтичная натура, помогла пробудить в сыне доброту и отзывчивость. Когда Петр решает, что хочет жениться на сироте Маше Мироновой, родители не принимают его выбор.
Важно! Лишь после того как отец и мать понимают, что сами вырастили такого сына - высоконравственного и отвечающего за свои поступки и слова, они приняли невестку как родную.

“Тихий дон” роман М. Шолохова

Семья Мелеховых - образец казачьих устоев: дети подчиняются отцу, женщины подчиняются мужчинам. Григорий, подчинившись отцу, женится на Наталье, которую не любит, но перечить отцу он не может. , возлюбленная Григория, также страдает от родительского воспитания. Она жила в постоянном страхе перед отцом. Аксинья не видела нормальных отношений, поэтому она и не смогла дать Григорию крепкой семьи. В противопоставление Аксинье автор показывает Наталью - с хорошим воспитанием и примерным характером. Будучи замужем за Григорием, она родила детей и всячески сохраняла мир в доме.

После распада казачества Мелеховы не смогли восстановить семью. Вся власть отца Пантелея Прокофьевича держалась на казачьих устоях, и когда не стало опоры, дети начали бунтовать. Дарья, средняя дочь, начала вести распутную жизнь, а Дуняша отдаляется от семьи. Только тогда отец понимает, что ценности не должны быть приказами к исполнению, а лишь советами, которые человек может как принимать, так и отвергать.

“Король Лир” пьеса В. Шекспира

К проблеме поколений прибегали и зарубежные авторы. Герой пьесы король Лир опьянен властью и требует от окружающих не любви к нему, а покорности. Две из трех его дочерей пытаются такой покорностью обманом получить большую долю денег отца. Он верит этой наигранной покорности и любви и не слышит предупреждения младшей дочери Корделии. Лир оказывается на улице, в полной нищете, но рядом с ним - Корделия, которая не променяла любовь на деньги.

Только после того, как дочери обманули короля Лира, он понимает, что властью и деньгами не купить семью.

“Алые паруса” А. Грин

Это произведение значительно отличается от других. Здесь, наоборот, автором показывается не проблема отцов и детей, а инструкция, как необходимо ладить с младшим поколением. Александр Грин описывает жизнь главной героини Ассоль и ее отца Лонгрена. Автор показывает чуткое отношение отца к дочери, он полностью посвящает жизнь Ассоль, но при этом не давит на нее. Она растет свободной и независимой, но при этом чтит семейные традиции. Таким образом, “Алые паруса” А. Грина - это не только история о красивой любви, но и история “новых” отношений между поколениями, основанными на взаимопонимании и чуткости к друг другу. Аргументов и примеров из литературы для жизни на тему взаимоотношения отцов и детей предостаточно. Главное - не только понимать их, но и анализировать, ведь классики мировой литературы дают нам примеры для того, чтобы каждый делал свой единственно верный, осознанный выбор. Еще больше примеров смотрите в предложенном видео.

Данное направление обращено к проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта проблема волнует и классицистов, и современных писателей, недаром она относится к категории «вечных». Конфликт Базарова и Чацкого с обществом «отцов» - первое, что приходит в голову. Но разнообразие примеров в литературе гораздо шире и интереснее.

Рэй Брэдбери «Вельд»

Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере могут осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, в которой отражались все воображаемые миры, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Мать потакала своему чаду, не решавшись проявить твердость. В итоге, когда родители всё же задумали поставить точку и ограничить нахождение в комнате, они столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Евгений Гришковец «Дарвин»

Мальчик, выросший в семье биологов, мечтал походить на своих бабушку и дедушку. Даже его первыми словами были биологические термины, вместо «мама» и «папа». И вот, когда в юношеском возрасте встал вопрос о поступлении, молодой человек не находит среди студентов и преподавателей биофака родственную душу. Это люди ему не близки. Зато профессор Дарвин, преподающий на филфаке настолько заворожил абитуриента, что решение о выборе факультета не заставило себя долго ждать. Наперекор всем ожиданиям он выбирает для себя не ту профессию, которую пророчила ему вся семья. Преемственность поколений - это очень важно. Но ещё важнее следовать зову своего сердца и выбирать тот путь, который оно указывает.

И. А. Бунин «Красавица»

Безусловно, отношение родителей оказывает на детей огромное влияние. Из этого формируется его характер и самооценка и мировоззрение. В рассказе Бунина описана ситуация, когда мачеха не принимает своего пасынка, а его родной отец идет у супруги на поводу. Все делают вид, что ребенка в доме вовсе не существует. Из живого, милого мальчика он превращается в забитого и испуганного. Его жизнь стала «неслышной, незаметной и одинаковой изо дня в день». Вряд ли он превратится в счастливого человека с сердцем, наполненным любовью. Вряд ли он будет испытывать к родному отцу теплые чувства. Но очень хочется надеяться, что вера в добро, любовь и справедливость не угаснет в нем до конца.

А. Куприн «Синяя звезда»

В произведении Куприна рассказывается о необычайном народе, где каждый очень красив, умен, свободен и счастлив. Но однажды родилась некрасивая принцесса, что невероятно огорчило её родителей и всех жителей страны. Королева приказала избавиться от всех зеркал, дабы уберечь дочь от разочарований. Принцесса Эрна обладала недюжиным умом и прекрасным характером, но этого ее родителям было недостаточно. Но Эрне было суждено полюбить чужеземца, для которого она была самым прекрасным «божеством». Когда у них родилась такая же уродливая дочь, на удивление для самих себя она не показалась им некрасивой. Это была самая прекрасная девочка в глазах любящих родителей. Своих детей любят вовсе не за внешние качества. Гораздо важнее то, чего глазами не увидишь.

Григорий Горин «Ёжик»

Взрослея, мы часто забываем, что в мире есть не только погоня за материальным, что удовольствие можно получить не только за деньги и что радоваться можно и простым вещам. Когда восьмилетний герой рассказа Григория Горина принес домой ежа, которого обменял на призовой лотерейный билет, отец не просто огорчился, он был готов любыми судьбами вернуть свой билет, только бы получить приз, который казался важнее ежа. После неудавшейся попытки ему вдруг стало грустно. И не от того, что билет оказался просрочен. «Он понял, что никогда уж не вернуть того счастливого времени, когда с лёгким сердцем меняют холодильник на ежа.»


Проблема «отцов» и «детей» наверняка тебе очень близка. Думаю, ты оценил мой взгляд на эту тему со стороны современности:) История из рассказа Брэдбери - это вам не крепостное право с Базаровым обсуждать…)

Дополнительные аргументы к итоговому сочинению по направлению !

«Отцы и дети» И.С. Тургенева


Во все времена представители разных поколений резко отличались. Им было сложно друг друга понять. Подобные примеры можно найти в истории и литературе, как русской, так и зарубежной. Особенно ярко это отражено в романе . Конфликт зреет и разворачивается на протяжении всего произведения. Неподготовленному читателю может показаться, что проблема вырастает на ровном месте. Но это не так. Здесь скрыты серьезные причины, копившееся не один десяток лет в обществе, современном для героев.

Конфликт рождается в доме Кисановых. Где «отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, а «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Базаров и Кирсанов старший с самого начала не смогли найти общий язык. Павел Петрович даже не подал руки юному гостю. А Евгений насмешливо, с определенной долей грубости, стал вмешиваться в порядки чужого дома.

Бескомпромиссность и категоричность двух поколений друг к другу приводит к неприятным последствиям для отцов и детей.

«Бежин луг» И.С. Тургенева

И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг» (из цикла ) знакомит нас с сельскими ребятами. Они растут в одной деревне, все крестьянского сословия, не сильно отличаются по возрасту. Но все они разные по одежде, мышлению, характеру, взглядам на жизнь. Автор объясняет это тем, кто в какой семье родился. По Феде видно, что он из зажиточного крестьянства. У него тонкие, мелкие черты лица. Видно, что ночью в поле он выехал не из-за нужды, а лишь для развлечения. Одет он хорошо, добротно, во все новое и аккуратное. У него даже собственные сапоги, а не отцовские. Юноша не верит в крестьянские приметы, не знает местных легенд о лесных духах. Но при этом труслив. Видно, что богатые родители воспитывают его по-другому, не так, как остальных ребят. Федор сравнивается с Павлом. Второй мальчик – Павлуша совсем иной внешне и внутренне. Он из бедной семьи, рано начал работать. Лицо его неказистое, фигура приземистая, но в глазах светится гордость и упрямство. Парнишка самый работящий и смелый среди ребят. Один бросается в лес на лай собак, думая, что там волк. Остальные мальчишки трусят. Он настоящий крестьянин, интересуется делами взрослых. Знает все приметы, легенды и мистические истории, хорошо знаком со славянской мифологией. Но судьба его печальна. Он погибает, упав с лошади во время работы. Таким образом, семья, родители определяют то, каким растет их ребенок. Его взгляды, характер, внешний вид и даже судьбу.

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголя

На страницах повести мы встречаемся с бравым казаком Тарасом и его сыновьями: Остапом и Андреем. Юноши только вернулись с учебы в Киеве. Бульба не хочет, чтобы взрослые дети сидели возле матери. Он хочет сделать из них смелых и самоотверженных бойцов, как он сам. Сыновья отличаются удалью и отвагой в бою с неприятелем. И все прочат им будущее славных атаманов. Тарас горд. Но Андрий влюбляется в девушку польку. Чтобы спасти возлюбленную и ее мать, юноша выносит хлеб из станицы в оккупированный город. Отец считает это предательством, за что убивает сына. Остап же продолжает отважно биться с врагом, попадает в плен. После чего был казнен на глазах у Тараса. Таким образом, не всегда правда отцов становится единственно верной для детей. А их образ жизни не всегда приносит счастье сынам.

«Горе от ума» А.С. Грибоедова

А.С. Грибоедов в своей бессмертной комедии «Горе от ума» глубоко и образно показал борьбу «века нынешнего» и «века минувшего». В роли отцов выступает Фамусов со своим окружением. В роли детей – Чацкий и Софья. Здесь противоборство сторон определяется не только возрастом. Есть молодые люди, такие как Молчалин, которые выступают за «век минувший», поддерживая его традиции и нравы.

Софья не спешит покоряться отцу. Ей неприятны его взгляды. Она не хочет идти замуж по расчету. Но после обмана возлюбленного, принимает сторону «отцов».

«Война и мир» Л.Н. Толстого

Одной из тем романа-эпопеи Л. Н. Толстого является мысль семейная. Здесь нет открытого противоборства отцов и детей. Скорее, наоборот. Каждый герой романа – плоть от плоти часть своей семьи. Красивые, жестокие, расчетливые Элен и Анатоль – дети таких же родителей. Курагины всегда были известны в свете, как меркантильные люди, не имеющие принципов. Марья и Андрей не отличаются внешней красотой, но прямы, благородны, честны и упрямы, как истинные Болконские. Дети семьи Ростовых: Петя, Николай и Наташа. Они добрые, самоотверженные, как родители. Особенно поражает читателя благородный поступок Наташи, когда она отдает подводы раненым, понимая, что тогда не успеет эвакуироваться из города.

Просмотров